Постановление Администрации Костромской области от 14.10.2014 N 417-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. № 417-а

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 11 декабря 2008 года № 437-а "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Костромской области", рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, администрация Костромской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Костромской области, структурных подразделений администрации Костромской области обеспечить выполнение показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов по курируемым сферам деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.
4. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 11 октября 2013 года № 406-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ





Приложение

Одобрен
постановлением
администрации
Костромской области
от 14 октября 2014 г. № 417-а

ПРОГНОЗ
социально-экономического развития Костромской области
на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов

Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 11 декабря 2008 года № 437-а "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Костромской области", на основе сценарных условий развития экономики и социальной сферы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, с учетом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года № 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года", итогов развития Костромской области в январе-августе 2014 года, предложений крупных предприятий и организаций Костромской области по оценке текущего года и перспектив развития на 2015-2017 годы.
Прогноз социально-экономического развития Костромской области разработан в двух вариантах. Первый вариант прогноза (консервативный) предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в последний период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора при стагнации государственного инвестиционного спроса.
Второй вариант (умеренно оптимистичный) предполагает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста. Вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование экономического роста и модернизации.
Анализ тенденций социально-экономического развития региона указан в прилагаемой к настоящему прогнозу социально-экономического развития Костромской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов пояснительной записке.

№ п/п
Показатели
Единица измерения
Отчет
Оценка
Прогноз
2013
2014
2015
2016
2017
вариант 1
вариант 2
вариант 1
вариант 2
вариант 1
вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Раздел I. ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
1.
Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах соответствующих лет) - всего
млн. руб.
140 043,6
(оценка)
150 665,6
160 545,5
163 497,6
173 371,4
179 907,7
188 988,8
198 358,0

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
100,5
(оценка)
100,9
102,1
103,9
102,4
104,1
103,2
104,2
Раздел II. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
2.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - всего
млн. руб.
133 962
142 475
154 691
158 846
167 196
176 453
177 656
190 327

индекс промышленного производства
% к предыдущему году
104,6
101,9
101,7
104,6
102,3
105,4
101,7
103,3

в том числе по видам экономической деятельности:









1)
добыча полезных ископаемых
% к предыдущему году
109,4
116,2
111,2
119,4
116,3
122,5
117,5
125,1
2)
обрабатывающие производства
% к предыдущему году
106,1
103,1
102,2
105,3
102,7
106,3
101,7
103,3

из них:










производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
% к предыдущему году
92,0
100,7
100,5
103,6
101,6
103,1
101,8
103,8

текстильное и швейное производство
% к предыдущему году
101,7
98,0
97,0
100,0
98,0
101,0
101,0
102,0

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
% к предыдущему году
127,1
100,3
100,0
101,0
100,0
101,5
100,0
102,0

обработка древесины и производство изделий из дерева
% к предыдущему году
103,5
101,9
102,6
104,0
100,0
100,0
100,0
100,0

целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность
% к предыдущему году
108,5
102,3
101,5
104,2
101,5
103,1
101,5
103,1

химическое производство
% к предыдущему году
123,0
101,0
101,0
103,6
102,0
104,0
101,0
103,0

производство резиновых и пластмассовых изделий
% к предыдущему году
118,9
120,0
101,9
104,0
102,0
104,5
102,0
105,0

производство прочих неметаллических минеральных продуктов
% к предыдущему году
111,1
113,0
104,4
104,6
104,5
104,7
104,6
104,8

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
% к предыдущему году
101,7
101,0
110,0
120,9
115,0
131,5
103,0
105,0

производство машин и оборудования
% к предыдущему году
107,6
80,5
100,0
110,0
102,0
105,2
101,0
105,8

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
% к предыдущему году
115,2
110,0
102,3
105,0
102,0
108,0
101,7
106,8

производство транспортных средств и оборудования
% к предыдущему году
105,9
98,0
101,0
102,0
101,3
102,4
101,8
102,7

прочие производства
% к предыдущему году
110,8
108,0
100,5
102,4
101,0
103,2
102,0
103,8
3)
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
% к предыдущему году
100,0
98,4
100,1
102,3
100,9
102,4
101,7
103,0
Раздел III. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
3.
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий
млн. руб.
17 077,1
17 792,4
18 827,3
19 138,3
19 818,1
20 270,5
21 153,4
21 731,9

индекс производства продукции
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
96,2
97,4
100,9
103,3
101,4
102,6
101,4
102,5

в том числе по категориям хозяйств:









1)
сельскохозяйственные организации
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
93,0
96,4
101,9
105,9
102,3
104,1
102,1
103,7
2)
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
108,2
106,3
100,0
102,9
101,4
103,2
100,6
101,9
3)
хозяйства населения
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
98,4
98,0
100,3
101,5
100,8
101,4
101,0
101,6
Раздел IV. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
4.
Оборот розничной торговли
млн. руб.
69 017,1
74 685,8
79 836,1
80 463,7
85 683,8
87 113,0
92 141,0
94 221,4

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
102,6
101,8
102,0
102,9
102,9
103,9
103,4
104,1
5.
Оборот общественного питания
млн. руб.
3 280,4
3 692,8
4 137,4
4 153,0
4 626,6
4 661,4
5 178,4
5 236,9

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
107,1
106,2
106,4
106,8
106,6
107,0
106,8
107,2
6.
Объем платных услуг населению
млн. руб.
21 009,3
23 481,7
26 108,6
26 389,9
29 062,8
29 719,8
32 419,3
33 570,6

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
102,4
101,7
102,1
103,2
102,5
103,7
103,0
104,3
7.
Индекс потребительских цен
декабрь к декабрю предыдущего года, %
107,4
107,9
106,0
105,8
105,3
105,1
105,0
104,8
Раздел V. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
8.
Экспорт товаров - всего
млн. долл. США
221,4
223,9
210,4
218,7
213,2
222,7
216,1
227,2

в том числе:









1)
в страны дальнего зарубежья
млн. долл. США
164,0
179,6
177,8
181,8
179,0
184,9
181,2
188,6
2)
в государства - участники СНГ
млн. долл. США
57,4
44,3
32,6
36,9
34,2
37,8
34,9
38,6
9.
Импорт товаров - всего
млн. долл. США
193,9
191,7
183,4
188,1
185,5
191,8
187,8
195,9

в том числе:









1)
из стран дальнего зарубежья
млн. долл. США
149,6
155,5
157,1
160,2
158,6
163,3
160,2
166,4
2)
из государств - участников СНГ
млн. долл. США
44,3
36,2
26,3
27,9
26,9
28,5
27,6
29,5
Раздел VI. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
10.
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования
млн. руб.
22 249,5
27 230,9
32 065,1
43 190,8
34 158,2
49 925,5
36 330,5
55 415,4

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
100,2
117,3
112,0
151,1
101,2
109,9
101,5
105,9

в том числе:










объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) - всего
млн. руб.
14 519,3
17 616,7
21 203,3
29 501,0
22 391,2
34 146,4
23 603,6
37 816,8

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
105,6
116,3
114,5
159,5
100,3
110,0
100,6
105,7

из них по видам экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности):










сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
млн. руб.
561,4
962,3
1 012,5
2 020,5
1 083,6
2 423,3
1 157,2
2 912,2

добыча полезных ископаемых
млн. руб.
7,0
7,3
7,5
7,6
7,9
8,0
8,3
8,5

обрабатывающие производства
млн. руб.
3 233,4
4 473,7
8 381,4
14 648,0
8 921,5
18 131,1
9 493,8
20 508,7

в том числе:










производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
млн. руб.
103,6
256,5
253,9
277,6
264,8
293,5
275,1
312,2

текстильное и швейное производство
млн. руб.
67,3
59,2
50,0
62,2
51,6
65,4
53,1
68,6

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
млн. руб.
-
-
-
0,1
-
0,2
-
0,3

обработка древесины и производство изделий из дерева
млн. руб.
837,4
1 118,9
1 195,0
1 649,5
1 267,3
2 719,4
1 423,2
3 147,2

целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность
млн. руб.
9,4
9,8
10,1
10,3
10,5
10,9
11,1
11,5

химическое производство
млн. руб.
46,0
50,6
55,3
57,2
58,3
61,0
61,2
64,8

производство резиновых и пластмассовых изделий
млн. руб.
55,3
49,7
10,0
50,2
10,5
52,9
11,0
55,6

производство прочих неметаллических минеральных продуктов
млн. руб.
577,2
901,3
950,5
1 696,9
1 000,7
2 475,5
1 058,8
3 120,2

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
млн. руб.
665,2
694,2
4 580,9
9 167,0
4 822,3
9 648,9
5 051,6
10 156,3

производство машин и оборудования
млн. руб.
263,9
683,2
732,3
1 069,0
862,3
2157,3
947,0
2 887,5

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
млн. руб.
57,2
110,7
78,7
116,8
82,9
123,5
87,3
132,1

производство транспортных средств и оборудования
млн. руб.
278,3
253,5
163,8
187,6
173,3
199,5
181,8
210,6

прочие производства
млн. руб.
272,6
286,1
300,9
303,6
317,0
323,1
332,6
341,8

производство и распределение электроэнергии, газа и воды
млн. руб.
2 040,6
2 127,8
2 235,3
2 244,3
2 352,6
2 377,2
2 478,4
2 585,4

строительство
млн. руб.
19,9
21,8
23,8
24,5
26,3
28,1
29,0
32,1

транспорт и связь
млн. руб.
3 180,9
4 276,0
3 705,1
4 492,1
3 905,1
4 738,6
4 098,0
4 987,3
Раздел VII. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
11.
Денежные доходы населения
млн. руб.
137 618,2
151 655,3
164 091,0
165 000,9
177 710,5
179 851,0
193 171,4
196 577,1

в том числе:









1)
доходы от предпринимательской деятельности
млн. руб.
11 520,0
(оценка)
12 764,2
12672,0
12 729,6
13 875,8
14 002,6
15 124,7
15 332,8
2)
оплата труда
млн. руб.
50 098,8
(оценка)
54 041,8
57 764,1
58 431,5
62 296,6
63 680,7
67 682,6
69 747,4
3)
социальные выплаты - всего
млн. руб.
37 690,0
(оценка)
41 785,1
46 029,3
46 289,5
50 512,6
51 083,1
55 446,5
56 384,5

из них:










пенсии
млн. руб.
27 120,0
(оценка)
303 20,2
33 8067,0
33 958,6
37 593,4
37 931,7
41 728,6
42 293,9

пособия и социальная помощь
млн. руб.
9 734,8
(оценка)
10 610,9
11 353,7
11 459,8
12 034,9
12 262,0
12 817,2
13 181,6

стипендии
млн. руб.
232,4
(оценка)
244,0
258,7
261,1
274,2
279,4
290,6
298,9
4)
доходы от собственности
млн. руб.
5 900,0
(оценка)
7 080,0
8 354,4
8 354,4
9 691,1
9 691,1
11 047,9
11 047,9
5)
другие доходы (включая "скрытые", от продажи валюты, денежные переводы и пр.)
млн. руб.
32 409,4
(оценка)
35 984,2
39 271,2
39 195,9
41 334,6
41 393,5
43 869,7
44 064,6
12.
Реальные располагаемые денежные доходы населения
в % к предыдущему году
101,2
102,5
101,8
102,5
102,3
103,1
103,1
103,8
13.
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц
руб.
17 438,2
19 293,0
20 955,8
21 072,0
22 773,1
23 047,4
24 832,2
25 270,0
14.
Расходы населения
млн. руб.
137 618,2
145 755,3
158 241,0
159 200,9
171 960,5
174 151,0
187 521,4
190 977,1

в том числе:









1)
покупка товаров и оплата услуг
млн. руб.
93 054,4
102 920,5
111 354,3
112 278,8
120 899,9
123 020,9
13 1570,7
134 860,5

из них - покупка товаров
млн. руб.
72 297,4
78 378,8
83 973,5
84 616,7
90 310,4
91 774,4
97 319,4
99 457,9
2)
обязательные платежи и разнообразные взносы
млн. руб.
14 655,7
16 707,5
18 879,5
18 795,9
21 145,0
20 957,5
23 471,0
23 158,0
3)
прочие расходы
млн. руб.
29 908,1
26 127,3
28 007,2
28 126,2
29 915,6
30 172,6
32 479,7
32 958,6
15.
Средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации
руб.
9 472,8
10 281,6
11 133,8
11 133,8
11 946,6
11 946,6
12 802,6
12 802,6
16.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц
руб.
6 932
7 577
8 009
8 009
8 441
8 441
8 871
8 871
17.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
% ко всему населению
15,1
14,9
14,8
14,7
14,6
14,5
14,4
14,3
Раздел VIII. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
18.
Прибыль организаций для целей налогообложения
млн. руб.
17 815
18 260
18 899
19 173
20 506
21 186
22 761
23 940
19.
Амортизация для целей налогообложения
млн. руб.
4 223,4
(оценка)
4 509,4
4 689,8
4 771,0
4 896,1
5 076,3
5 140,9
5 431,6
Раздел IX. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
20.
Численность занятых в экономике (среднегодовая)
тыс. человек
305,6
302,3
300,7
301,3
299,3
300,3
298,0
299,3
21.
Уровень зарегистрированной безработицы (в среднем за период)
%
0,81
0,78
0,78
0,75
0,75
0,72
0,72
0,72
22.
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости (в среднем за период)
тыс. человек
2,9
2,7
2,7
2,6
2,6
2,5
2,5
2,5
23.
Среднесписочная численность работников организаций - всего
тыс. человек
202,7
196,2
194,0
194,8
192,3
193,0
190,8
191,3
24.
Фонд начисленной заработной платы всех работников
млн. руб.
4 6603,5
50 271,4
53 734,0
54 354,9
57 950,3
59 237,9
62 960,6
64 881,3
25.
Среднемесячная заработная плата работников
руб.
19156,5
21 352,1
23 081,6
23 252,4
25 112,8
25 577,7
27 498,5
28 263,3

темп роста
% к предыдущему году
113,4
111,5
108,1
108,9
108,8
110,0
109,5
110,5
26.
Выплаты социального характера
млн. руб.
410,2
422,5
431,0
443,6
439,6
465,8
448,4
489,1
Раздел X. ДЕМОГРАФИЯ
27.
Численность постоянного населения (среднегодовая)
тыс. человек
657,6
655,1
652,5
652,5
650,3
650,3
648,3
648,3

темп роста (снижения)
% к предыдущему году
99,6
99,6
99,6
99,6
99,7
99,7
99,7
99,7
Раздел XI. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
28.
Численность детей в дошкольных образовательных организациях
тыс. человек
33,7
35,1
36,0
36,4
36,8
37,2
37,5
37,7
29.
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) (на начало учебного года) - всего
тыс. человек
62,6
63,3
64,5
64,8
65,5
65,8
66,5
66,8

в том числе:









1)
государственных и муниципальных
тыс. человек
62,4
63,1
64,3
64,6
65,3
65,6
66,3
66,6
2)
негосударственных
тыс. человек
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
30.
Обеспеченность:









1)
больничными койками
коек на 10 тыс. населения
95,2
95,8
96,1
96,1
96,4
96,4
96,7
96,7
2)
амбулаторно-поликлиническими организациями
посещений в смену на 10 тыс. населения
259,3
261,5
294,0
298,6
299,6
306,5
300,5
307,4
3)
врачами
человек на 10 тыс. населения
35,5
36,1
38,4
38,8
38,7
39,7
40,3
40,9
4)
средним медицинским персоналом
человек на 10 тыс. населения
119,9
120,8
130,5
132,0
131,4
134,9
135,8
136,6
5)
общедоступными библиотеками
учреждений на 100 тыс. населения
60,9
60,6
60,2
60,5
59,8
60,1
59,3
59,6
6)
учреждениями культурно-досугового типа
учреждений на 100 тыс. населения
59,3
59,2
58,8
59,1
58,7
59,0
58,6
58,9
7)
дошкольными образовательными организациями
мест на 1000 детей в возрасте 1-6 лет
691
704
713
718
715
723
719
728
31.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя (на конец года)
кв. м
25,7
26,1
26,6
26,6
27,1
27,2
27,6
27,8
Раздел XII. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
32.
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников финансирования
млн. руб.
163,7
89,3
108,7
424,9
87,6
369,7
105,0
110,0
33.
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты
млн. куб. м
40,5
41,0
41,5
40,0
41,4
39,9
41,3
39,8

темп роста (снижения)
% к предыдущему году
85,4
101,2
101,2
97,6
99,8
99,8
99,8
99,7
34.
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников
тыс. т
50,2
50,0
50,0
52,0
50,0
52,0
50,0
52,0

темп роста (снижения)
% к предыдущему году
96,0
99,6
100,0
104,0
100,0
100,0
100,0
100,0
35.
Объем водопотребления
млн. куб. м
1 982,3
2 055,0
2 080,0
2 100,0
2 100,0
2 120,0
2 120,0
2 150,0

темп роста (снижения)
% к предыдущему году
104,0
103,7
101,2
102,2
101,0
101,0
101,0
101,4
36.
Объем оборотного и последовательного использования воды
млн. куб. м
252,6
270,0
272,0
273,0
273,0
275,0
275,0
277,0

темп роста (снижения)
% к предыдущему году
196,6
106,9
100,7
101,1
100,4
100,7
100,7
100,7





Приложение
к Прогнозу социально-экономического
развития Костромской области
на 2015 год и плановый период
2016 и 2017 годов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов рассмотрен на заседании бюджетной комиссии при губернаторе Костромской области 11 июля 2014 года. Для формирования проекта областного бюджета выбран первый (консервативный) вариант. Далее описан первый вариант прогноза.

Раздел I. ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Анализ основных тенденций социально-экономического развития региона показывает, что 2010-2012 годы были периодом восстановления экономики после кризисного падения в 2009 году. По большинству показателей экономика области демонстрировала устойчивый рост.
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) за 2012 год вырос на 4,1 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году и составил 131,6 млрд. рублей.
В структуре ВРП 32 процента занимает промышленное производство, 17 процентов - оптовая и розничная торговля, 10 процентов - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 8 процентов - транспорт и связь. Эти сектора экономики оказывают основное влияние на изменение ВРП.
В 2013 году темпы роста экономики региона, как и России в целом, резко замедлились. Одной из причин торможения роста стал эффект исчерпания восстановительного посткризисного развития.
В 2013 году динамика ВРП оценивается на уровне 0,5 процента относительно 2012 года в сопоставимых ценах со снижением на 2,7 процентных пункта по сравнению с показателем прогноза социально-экономического развития Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 11 октября 2013 года № 406-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - предыдущего прогноза). Причинами снижения динамики ВРП стали увеличение индекса-дефлятора на 0,5 процентных пункта, практически нулевой прирост инвестиций в основной капитал, пересчет индексов промышленного производства Росстатом в связи с переходом на новый базовый 2010 год, сокращение сельскохозяйственного производства, замедление темпов роста оборота розничной торговли.
Объем ВРП в 2013 году оценивается порядка 140 млрд. рублей (против 134,8 млрд. рублей в предыдущем прогнозе), увеличен за счет уточнения Росстатом 2012 года на 7,7 млрд. рублей.
На развитие Костромской области в текущем году оказывают влияние некоторые риски, обусловленные внешнеполитическими изменениями: от негативных ожиданий хозяйствующих субъектов до рисков снижения поставок за рубеж по базовым экспортным позициям региона.
В 2014 году экономический рост ожидается на уровне 0,9 процента к предыдущему году и будет обеспечен увеличением промышленного производства (на 1,9 процента), розничной торговли (на 1,8 процента), платных услуг населению (на 1,7 процента), строительного бизнеса (на 3,1 процента). Также рост экономики будет обеспечен динамикой валового накопления, темпы роста инвестиций в основной капитал составят 17,3 процента. Сдерживающим фактором экономического роста региона станет стагнация сельскохозяйственного производства (снижение на 2,6 процента).
Факторы пересмотра прогнозной динамики ВРП в 2014 году аналогичны общероссийским: предприятия резко замедлили наращивание производственных и торговых запасов, о чем косвенно может свидетельствовать негативная динамика оптовой торговли (за январь-август т.г. 81,6 процента к аналогичному периоду прошлого года). Можно предполагать, что на фоне ожиданий низкого внутреннего спроса предприятия не будут ускорять процесс накопления запасов в течение 2014 года. Кроме того, снижена по сравнению с предыдущей версией прогноза динамика экспортных поставок в государства - участники СНГ с 0,1 процента до - 22,8 процента (за 1 полугодие т.г. экспорт на Украину сократился на 28 процентов).
Объем ВРП в 2014 году составит 150,7 млрд. рублей.
В прогнозном периоде тенденция роста экономики несколько усилится. В 2015 году ожидается экономический рост на 2,1 процента к предыдущему году, в 2016 году - на 2,4 процента, в 2017 году - на 3,2 процента. В целом за прогнозный период экономический рост составит 107,9 процента.
Динамика изменения ВРП в Костромской области будет обусловлена увеличением добавленной стоимости в промышленности, строительстве, транспорте и связи, торговле.
Определяющим фактором изменения структуры экономики в 2015-2017 годах будет сдвиг в пользу обрабатывающих производств, преимущественно за счет динамичного развития металлургического производства (в связи с запуском второй очереди завода по производству труб среднего диаметра ОАО "Газпромтрубинвест"). Так, доля обрабатывающих производств в структуре ВРП возрастет с 24,1 процента в 2012 году до 28,1 процента к 2017 году, строительства - с 4,4 процента до 4,7 процента при снижении доли сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, государственного управления.

Раздел II. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

В 2013 году при сохранении промышленного производства в целом по Российской Федерации практически на уровне 2012 года промышленное производство Костромской области выросло на 4,6 процента. Положительная динамика обеспечена главным образом обрабатывающими производствами, показавшими прирост 6,1 процента, прежде всего за счет увеличения выпуска ювелирных изделий, продукции машиностроения, деревообработки, химического производства.
Рост промышленного производства в целом за 2014 год оценивается на 1,9 процента к уровню 2013 года и будет обеспечен увеличением:
производства резиновых и пластмассовых изделий на 20 процентов;
производства прочих неметаллических минеральных продуктов на 13 процентов;
производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования на 10 процентов;
производства ювелирных изделий на 8 процентов;
добычи полезных ископаемых на 17 процентов.
Вместе с тем снижение объемов производства в 2014 году в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составит 1,6 процента к уровню 2013 года в результате сокращения выпуска тепловой энергии на 3,2 процента, распределения газообразного топлива - на 8,0 процентов из-за более теплых климатических условий, электрической энергии на 1,0 процент ввиду снижения установленного ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" плана диспетчерской нагрузки Костромской ГРЭС, обусловленного стагнацией машиностроения в целом по России.
Динамика роста промышленности существенно замедлится относительно восстановительных темпов 2010-2013 годов и в 2015, 2016, 2017 годах составит 1,7 процента, 2,3 процента, 1,7 процента соответственно.
В целом за период (2015-2017 годов) объем промышленного производства увеличится на 5,8 процента к уровню 2014 года преимущественно за счет обрабатывающих производств:
металлургического производства и производства готовых металлических изделий - рост в 1,3 раза в результате строительства второй очереди завода по производству труб среднего диаметра ОАО "Газпромтрубинвест" (запуск производства в 2015 году, выход на проектную мощность в начале 2016 года);
производства прочих неметаллических минеральных продуктов - рост на 14,1 процента за счет ежегодного роста жилищного строительства в связи с реализацией государственной программы "Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области";
производства машин и оборудования в результате запуска во 2 квартале 2015 года завода по производству буровых установок.
К окончанию прогнозного периода - в 2017 году возрастает к уровню 2014 года выпуск:
стальных труб - в 1,6 раза;
блоков стеновых - на 23,7 процента;
пиломатериалов обработанных - на 5 процентов;
фанеры - на 5,4 процента;
всех важнейших видов продовольственной продукции.
Промышленные предприятия Костромской области обеспечат рост производства за счет технического перевооружения производства, роста производительности труда, организации новых производств, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию, проведения реформирования и реорганизации предприятий, увеличения загрузки производственных мощностей, использования сырьевых ресурсов региона, реализации инвестиционных проектов и других факторов.

Раздел III. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Спад сельскохозяйственного производства в 2013 году составил 3,8 процента к уровню 2012 года в сопоставимых ценах. Спад обусловлен снижением производства продукции животноводства на 5,5 процента (преимущественно за счет сокращения поголовья птицы в ОАО "Волжская птицефабрика" в связи с резким подорожанием цен на корма), продукции растениеводства - на 1,7 процента в связи с неблагоприятными погодными условиями.
В текущем году спад производства сельскохозяйственной продукции продолжается (за январь-август - на 1,0 процент к соответствующему периоду прошлого года). В наибольшей степени сокращение обусловлено падением объемов производства продукции животноводства в результате сокращения поголовья крупного рогатого скота, свиней, птицы. Причины снижения производства продукции: закрытие цеха "Шувалово-1" в ОАО "Шувалово", рост цен на корма 2013 года, тяжелое финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Компенсировать такой спад к концу года маловероятно, поэтому по итогам 2014 года производство сельскохозяйственной продукции ожидается со снижением к уровню 2013 года на 2,6 процента (против роста на 1,1 процента в предыдущем прогнозе).
Прогнозом на 2015 год предусматривается увеличить сельскохозяйственное производство на 0,9 процента к предыдущему году, в 2016 году - на 1,4 процента, в 2017 году - на 1,4 процента, в целом за прогнозный период - на 3,7 процента.
Опережающее развитие в планируемом периоде получит отрасль растениеводства (105,7 процента в 2017 году к уровню 2014 года), занимающая в структуре сельскохозяйственного производства 48 процентов. В растениеводстве осуществляется переход на интенсивную систему земледелия: увеличение валового производства продукции за счет использования высококачественного семенного материала. В 2017 году валовой сбор зерна увеличится на 31 процент к уровню 2014 года, картофеля - на 5 процентов, овощей - на 4,7 процента, льноволокна - на 11,6 процента.
Производство скота и птицы на убой в 2017 году увеличится на 2 процента по сравнению с 2014 годом, молока - на 4 процента, яиц - на 1,8 процента. Это связано с продолжением работы, направленной на увеличение продуктивности скота.
По категориям хозяйств в 2017 году рост к уровню 2014 года составит: в сельскохозяйственных организациях - 106,4 процента, крестьянских (фермерских хозяйствах) и индивидуальных предпринимателей - 102,0 процента, хозяйствах населения - 102,1 процента.
Высокий уровень конкуренции на агропродовольственных рынках провоцирует хозяйства применять прогрессивные технологии в растениеводстве и животноводстве, снижающие производственные затраты.
В целях развития сельского хозяйства региона меры государственной поддержки хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса будут осуществляться в рамках реализации мероприятий государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы", которая реализует ряд ведомственных целевых программ по направлениям развития: кролиководство, молочное и мясное скотоводство, рыбоводство, льноводство, картофелеводство, поддержка малых форм хозяйствования.
С целью формирования инвестиционных площадок, для привлечения инвесторов проводится оформление в муниципальную собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, выделяемых в счет земельных долей.
Однако недофинансирование аграрного бюджета может привести к ослаблению инвестиционной активности участников рынка и снижению финансовой устойчивости предприятий, что окажет сдерживающий эффект на динамику аграрного сектора в дальнейшем. Дополнительные риски связаны с ухудшением макроэкономических показателей, постепенным снижением уровня таможенной защиты по договоренностям со странами - членами ВТО.

Раздел IV. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

В 2013 году оборот розничной торговли составил 69 017,1 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,6 процента больше, чем в 2012 году.
В текущем году наблюдается достаточно умеренный потребительский рост. За 2014 год оборот розничной торговли оценивается в 74 686 млн. рублей с ростом на 1,8 процента к уровню 2013 года (против 4 процентов в предыдущем прогнозе). Важнейшими сдерживающими факторами являются растущая "закредитованность" населения и склонность к сбережению, что снижает потребительскую активность граждан.
В 2015 году прирост оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 2 процентов к предыдущему году, в 2016 году - на 2,9 процента, в 2017 году - на 3,4 процента. В целом за прогнозный период прирост составит 8,5 процента к уровню 2014 года.
Оборот общественного питания в 2013 году составил 3 280,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,1 процента больше, чем в 2012 году. В 2014 году данный показатель, по оценке, составит 3 692,8 млн. рублей с ростом на 6,2 процента к 2013 году. В целом за прогнозный период (2015-2017 годы) прирост оборота общественного питания составит 21,1 процента к 2014 году.
В прогнозируемом периоде рост оборота розничной торговли и общественного питания планируется обеспечить за счет увеличения реальных денежных доходов населения (на 8,8 процента), развития современных форматов торговли и общественного питания, совершенствования технологии продаж, предоставления дополнительных сервисных услуг населению, совершенствования кредитной политики.
Объем платных услуг населению в Костромской области в 2013 году составил 21 009,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,4 процента выше уровня 2012 года. В 2014 году объем платных услуг оценивается в 23 481,7 млн. рублей с ростом на 1,7 процента к 2013 году.
За прогнозный период ожидается рост объема платных услуг в Костромской области на 7,8 процента к уровню 2014 года.
Значительных изменений в структуре платных услуг не произойдет - будут преобладать виды услуг, носящие обязательный характер: жилищно-коммунальные, транспортные и связи.
В прогнозном периоде рост объема бытовых услуг планируется обеспечить за счет совершенствования форм бытового обслуживания населения и расширения перечня платных услуг, оказываемых населению.
Фактором роста объема услуг связи будет планомерное развитие информационных коммуникаций в Костромской области.
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в декабре 2013 года составил 107,4 процента к декабрю 2012 года.
В 2014 году в предыдущем прогнозе прогнозировалось замедление инфляции до 106,2 процента к декабрю 2013 года. Однако произошедшее в начале года ослабление рубля, возможное повышение мировых цен на зерно (в том числе из-за падения украинского экспорта), введение эмбарго позволяют повысить оценку инфляции до 107,9 процента.
В 2015-2017 годах прогнозируется тенденция умеренного замедления инфляции: 106,0 процентов - в 2015 году, 105,3 процента - в 2016 году, 105,0 процентов - в 2017 году. Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать умеренное повышение доходов населения, относительная стабилизация номинального курса рубля (его реальное укрепление в 2015-2016 годах) при проведении достаточно консервативной денежной политики и ограничении коммунальных тарифов.

Раздел V. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внешнеторговый оборот Костромской области за 2013 год составил 415,3 млн. долларов США, на 12,3 процента превысил уровень 2012 года. Экспортные поставки выросли на 15,4 процента к уровню 2012 года и составили 221,4 млн. долларов США, импортные - на 8,9 процента и 193,9 млн. долларов США соответственно. Торговое сальдо положительное (27,5 млн. долларов США).
В 2014 году внешнеторговый оборот Костромской области будет сохранен на уровне 2013 года и составит 415,6 млн. долларов США.
Экспортные поставки в 2014 году увеличатся на 1,1 процента к уровню 2013 года (против снижения на 0,1 процента в предыдущем прогнозе) и составят 223,9 млн. долларов США. Импортные поставки сократятся на 1,1 процента (против 0,1 процента в предыдущем прогнозе) и составят 191,7 млн. долларов США соответственно. Сокращение связано с неустойчивыми тенденциями торговли с Украиной.
Нестабильность внешнего спроса, введение экономических санкций против России будут серьезно сдерживать в прогнозный период реализацию экспортного потенциала региона. Объем экспорта Костромской области в 2015 году сократится на 6,0 процентов к уровню 2014 года (преимущественно за счет сокращения поставок в страны СНГ) и составит 210,4 млн. долларов США. Поставки в страны дальнего зарубежья будут доминировать (85 процентов в объеме экспорта региона). Основа экспорта по-прежнему будет формироваться продукцией предприятий лесопромышленного комплекса (более 80 процентов), а также продукцией машиностроения (7 процентов) и металлообработки (6 процентов).
Операции по импортным поставкам в 2015 году сократятся на 4,3 процента к уровню 2014 года и достигнут 183,4 млн. долларов США. Поставки из стран дальнего зарубежья будут доминировать (81 процент в объеме импорта региона). Основу импорта по-прежнему будет составлять продукция машиностроения (около 50 процентов).
На 2016 и 2017 годы с учетом постепенного восстановления утерянной конъюнктуры внешних рынков прогнозируется увеличение экспортных и импортных поставок на 1,3 процента ежегодно.
Стратегической целью развития международных и внешнеэкономических связей Костромской области является повышение вовлеченности Костромской области в процесс международной интеграции, создание условий для повышения позиций с точки зрения социально-экономического развития, инновационного обновления, повышения конкурентоспособности региональной экономики и привлечения иностранных инвестиций в экономику Костромской области.

Раздел VI. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

В 2013 году объем инвестиций в основной капитал увеличился на 1 080 млн. рублей к предыдущему году и составил 22 249,5 млн. рублей. Увеличение инвестиций в сопоставимой оценке составило 0,2 процента (против 4 процентов в предыдущем прогнозе). Рост невысокий, но достигнут на фоне ослабления инвестиционной активности в целом по стране.
Объем инвестиционных вложений по Костромской области к концу 2014 года оценивается в 27 230,9 млн. рублей (против 28 337,5 млн. рублей в предыдущем прогнозе). Индекс физического объема ожидается на уровне 117,3 процента к предыдущему году.
В прогнозном периоде объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования планируется увеличить до 32 065,1 млн. рублей в 2015 году, до 34 158,2 млн. рублей - в 2016 году и до 36 330,5 млн. рублей - в 2017 году.
За прогнозный период (2015-2017 годов) объем инвестиций в основной капитал увеличится на 15 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2014 года.
Достижение прогнозируемых значений показателя планируется за счет следующих факторов:
1) реализация крупных инвестиционных проектов, включенных в Реестр инвестиционных проектов Костромской области.
Значительный прирост инвестиций ожидается в 2015 году в сфере обрабатывающих производств - в 1,9 раза по сравнению с 2014 годом.
В основном это будет связано с завершением строительства завода (2-я очередь) и вводом в эксплуатацию оборудования ОАО "Газпромтрубинвест" в рамках реализации инвестиционного проекта по организации производства труб среднего диаметра с общим объемом инвестиций более 9,5 млрд. рублей. В планах предприятия - дальнейшее вложение инвестиций.
Кроме того, продолжится реализация инвестиционных проектов:
ООО "НОВ "Кострома" - организация производства буровых установок на территории города Волгореченска (проект с иностранными инвестициями NATIONAL OILWELL VARCO США). Проектом предполагается строительство завода по производству и обслуживанию буровых установок и другого нефтяного оборудования с общим объемом инвестиций 2,77 млрд. рублей;
ЗАО "Межрегион Торг Инвест" - реконструкция завода по производству цементно-стружечной плиты (ЦСП) и строительству новой линии ЦСП с общим объемом инвестиций 5,1 млрд. рублей.
С 2015 года планируются крупные капитальные вложения по инвестиционному проекту ООО "РусГран-Кострома" - по созданию лесоперерабатывающего комплекса по производству экологически чистого топлива (пеллет) в Костромской области с общим объемом инвестиций более 1,6 млрд. рублей.
Кроме того, продолжается реализация инвестиционных проектов ООО "Русский Галловей", ООО "Русский кролик", ООО "ИнвестАгро", ОАО "Русский хлеб", ООО "Технологии Рециклинга", ООО "Два берега", ООО "Зеленый дом" и др.
В прогнозном периоде (2015-2017 годы) на территории Костромской области планируется реализация инвестиционных проектов организациями, заключившими соглашения о намерениях, а также находящихся в настоящее время в стадии переговоров:
строительство завода по производству цемента в Солигаличском муниципальном районе;
строительство кирпичных заводов в Шарьинском, Буйском и Сусанинском муниципальных районах;
создание домостроительного комбината в Буйском муниципальном районе;
организация производства фанеры в Буйском, Галичском муниципальных районах;
организация производства пеллет в Мантуровском, Буйском, Макарьевском муниципальных районах;
создание агрохолдинга в Шарьинском муниципальном районе и другие проекты;
2) модернизация и реконструкция действующих производств организациями Костромской области: ОАО "Галичский автокрановый завод", ЗАО "Костромской завод автокомпонентов", ООО "Концерн "Медведь", производственный участок № 7", ЗАО "Электромеханический завод "Пегас", ОАО "Мантуровский фанерный комбинат", ОАО "Фанплит" и др.
Увеличению объема инвестиций в 2014-2017 годах также будет способствовать:
вступившая в силу новая законодательная база региона, в том числе Законы Костромской области от 26 июня 2013 года № 379-5-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Костромской области, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 26 июня 2013 года № 380-5-ЗКО "О промышленных округах в Костромской области", от 26 июня 2013 года № 381-5-ЗКО "О применении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Костромской области", от 26 июня 2013 года № 382-5-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "О налоге на имущество организаций на территории Костромской области";
реализация Закона Костромской области от 1 февраля 2013 года № 335-5-ЗКО "Об Инвестиционном фонде Костромской области";
проведение комплексной работы по привлечению новых инвесторов в регион;
увеличение объемов финансирования мероприятий государственной программы Костромской области "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014-2020 годы" в части субсидий на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования, по договорам лизинга, возмещения процентных ставок по кредитам.

Раздел VII. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Рост реальных денежных доходов населения поддерживается ростом заработной платы работников организаций бюджетной сферы и частного сектора, пенсий. В 2013 году реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 1,2 процента к предыдущему году, в 2014 году оцениваются с ростом на 2,5 процента.
Среднегодовые темпы реальных располагаемых денежных доходов составят 1,8 процента - в 2015 году, 2,3 процента - в 2016 году, 3,1 процента - в 2017 году. В среднем на душу населения денежные доходы увеличатся по сравнению с 2014 годом на 28,7 процента и составят к концу прогнозируемого периода 24,8 тыс. рублей, средний размер назначенных пенсий - на 24,5 процента и 12,8 тыс. рублей соответственно.
Реализация мер по повышению доходов населения Костромской области (рост заработной платы работников бюджетной и внебюджетной сферы, индексация пенсионного обеспечения), а также улучшение ситуации на рынке труда будут способствовать дальнейшему повышению уровня жизни населения и позволят несколько сократить численность бедного населения. Доля населения, проживающего за чертой бедности, будет снижаться с 14,9 процента в 2014 году до 14,3 процента в 2017 году.

Раздел VIII. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

За 2013 год прибыль организаций для целей налогообложения увеличилась на 6,4 процента к уровню 2012 года. Этот рост стал продолжением тенденции предшествующего периода и связан с положительной динамикой промышленного производства.
За январь-июль 2014 года сальдированный финансовый результат по организациям с численностью работающих более 15 человек (кроме субъектов малого предпринимательства) на 1 002,1 млн. рублей, или на 20,6 процента, превысил показатель соответствующего периода прошлого года. Прибыль прибыльных организаций выросла на 13,4 процента, убыточность организаций сократилась на 23,5 процента.
В наибольшей степени позитивные тенденции проявились в промышленности и животноводстве.
Вместе с тем в отдельных отраслях наблюдаются негативные тенденции. Убыток получен в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, машиностроении, торговле, производстве, передаче и распределении электроэнергии.
Основными причинами снижения доходов предприятий отдельных видов обрабатывающих производств являются:
сокращение выпуска продукции в связи с отсутствием регулярных заказов или снижением их общего количества;
сокращение экспорта металлов и изделий из них (в 1,6 раза), машин и оборудования (на 23 процента) в страны СНГ за счет Украины, а также запрет закупки российского оборудования правительствами Финляндии, Германии в связи с событиями на Украине;
снижение цен производителей продукции при росте затрат на производство продукции (увеличение тарифов на электроэнергию, газ, топливо, бензин) и другие.
Снижение доходов в энергетике связано с сокращением реализации на региональном розничном рынке электроэнергии в связи с сокращением энергоемких производств и более теплыми погодными условиями, ростом себестоимости продукции вследствие роста цен на оптовом рынке электроэнергии, тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
В текущем году не представляется возможным рассчитывать на прибыль крупнейшего предприятия региона Костромскую ГРЭС, входящую в ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация". Вероятнее всего, на филиал "Костромская ГРЭС" ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" распределение прибыли не будет производиться в связи с сокращением производства электроэнергии, прогнозируемым в целом по России.
Таким образом, в связи с исчерпанием эффекта высокой динамики прибыли организаций предыдущего года, с учетом текущей ситуации в основных отраслях экономики, более низких темпов роста производства по итогам 2014 года прибыль организаций для целей налогообложения оценивается в сумме 18,3 млрд. рублей (против 20 млрд. рублей - по предыдущему прогнозу) с ростом на 2,5 процента к 2013 году.
Прибыль организаций для целей налогообложения в 2015 году прогнозируется с ростом на 3,5 процента к предыдущему году и составит 18,9 млрд. рублей. При ежегодном увеличении в прогнозном периоде прибыль организаций для целей налогообложения в 2017 году составит 22,8 млрд. рублей и увеличится на 24,6 процента к 2014 году.

Раздел IX. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Ситуация на рынке труда Костромской области стабильная, чему способствует реализация программ занятости населения. За 2013 год численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 15 процентов и на 1 января 2014 года составила 2 544 человека. Уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,1 процентного пункта и составил 0,72 процента, коэффициент напряженности - на 0,3 процентного пункта и 0,5 человека на 1 вакансию соответственно.
В перспективе рынок труда будет развиваться в условиях сокращения предложения трудовых ресурсов из-за снижения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к уменьшению численности занятых в экономике. Основными источниками компенсации сокращения предложения труда будут выступать повышение уровня его производительности, содействие трудовой миграции граждан, рост численности работающих лиц старше пенсионного возраста.
Прогноз ситуации на рынке труда Костромской области предполагает, что в течение 2015-2017 годов будет наблюдаться незначительное снижение общей численности безработных и уровня безработицы.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к концу 2017 года не будет превышать 2,5 тыс. человек, уровень безработицы - 0,7 процента.
В прогнозном периоде в условиях дефицита трудовых ресурсов особое значение будет уделяться реализации программ занятости, включающих мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, а также мероприятий по привлечению в регион трудовых ресурсов, включая соотечественников, проживающих за рубежом.
Прогноз предусматривает снижение социальной напряженности на рынке труда и улучшение ситуации с занятостью, что можно объяснить действием реализуемых на территории региона программ занятости и положительных тенденций в экономике региона.
Риски роста безработицы могут возникнуть вследствие изменения экономической ситуации в регионе, что приведет к сокращению производства и высвобождению работников предприятий.
В прогнозном периоде по-прежнему сохранится дефицит квалифицированных рабочих кадров на региональном рынке труда, диспропорции спроса и предложения рабочей силы, низкая мобильность рабочей силы внутри региона на фоне растущей потребности региона в высококвалифицированных работниках.
В сфере оплаты труда сохраняется тенденция роста среднемесячной номинальной заработной платы. В 2013 году среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций Костромской области увеличилась на 13,4 процента и составила 19 156,6 рублей.
В 2014 году ожидается рост заработной платы на 11,5 процента (на 11 процентов по предыдущему прогнозу), ее размер составит 21 352 рубля.
В реальном секторе экономики в 2015-2017 годах рост заработной платы замедлится, что соответствует общей экономической активности в регионе. Определенное давление в сторону повышения заработной платы будет оказывать бюджетная сфера. Это связано с поэтапным повышением заработной платы работников в рамках реализации майских Указов Президента Российской Федерации и доведением ее до средней зарплаты в регионе.
В 2017 году заработная плата работников Костромской области увеличится по сравнению с 2014 годом на 28,8 процента и составит 27 499 рублей.
Фонд начисленной заработной платы к концу прогнозируемого периода составит 63,0 млрд. рублей, на 25 процентов превысив уровень 2014 года (при сокращении численности работников на 2,8 процента).

Раздел X. ДЕМОГРАФИЯ

Демографическая ситуация будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая на сегодня определяет сокращение численности населения Костромской области. Предполагаемые темпы снижения численности постоянного населения несколько замедлятся и к концу прогнозного периода составят 0,3 процента.
Способствовать замедлению темпов убыли населения будут принимаемые в Костромской области меры по стимулированию рождаемости (предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка до достижения им возраста трех лет; предоставление земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего (или последующего) ребенка; выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и др.), профилактике и лечению заболеваний, совершенствованию системы охраны здоровья, материнства и детства, укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Костромской области.

Раздел XI. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

В регионе созданы условия для получения дошкольного, общего и профессионального образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, для всех граждан, независимо от их социального положения и места проживания.
Дошкольные образовательные организации остаются наиболее массовой и доступной формой подготовки детей к школе. По состоянию на 1 января 2014 года общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется в 262 дошкольных образовательных организациях и 137 дошкольных группах при общеобразовательных организациях Костромской области.
Распоряжением администрации Костромской области от 28 февраля 2013 года № 42-ра "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" утверждены мероприятия по строительству и реконструкции зданий дошкольных образовательных организаций.
В 2014 году открыт после реконструкции детский сад № 43 в г. Костроме на 60 мест. Планируется строительство зданий детских садов за счет бюджетных средств на 510 мест (в г. Костроме, п. Вохма, г. Нее, с. Георгиевское Межевского района), реконструкция зданий и создание 479 мест (в г. Костроме, г. Галиче, г. Шарье), строительство частного детского сада в г. Костроме на 220 мест, создание 67 мест за счет инвентаризации имеющихся помещений, 27 мест - за счет групп кратковременного пребывания.
В рамках "дорожной карты" в 2015-2017 годах планируется создать 2 667 дополнительных мест для детей дошкольного возраста, в том числе за счет строительства новых детских садов - 1 105 мест, реконструкции имеющихся зданий - 260 мест, инвентаризации и вариативных форм дошкольного образования - 467 мест, привлечения инвестиций бизнес-сообщества - 835 мест.
Предпринимаемые меры позволят повысить обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет местами в дошкольных образовательных организациях с 704 мест на 1 000 детей в 2014 году до 719 мест на 1 000 детей в 2017 году, обеспечить местами в дошкольных организациях в 2017 году всех детей в возрасте от двух лет.
В Костромской области функционирует 332 дневные общеобразовательные организации, что на 5 единиц, или на 1,5 процента, меньше, чем в 2012/2013 учебном году.
В 2013/2014 учебном году контингент учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных организаций увеличился по сравнению с предыдущим учебным годом на 289 человек, или на 0,5 процента, и составил 62 420 человек. К концу прогнозного периода численность учащихся увеличится до 66 500 человек, в том числе государственных и муниципальных дневных общеобразовательных организаций - до 66 260 человек.
В 2013/2014 учебном году в Костромской области функционировали 36 профессиональных образовательных организаций, включая 2 негосударственные, в которых обучалось 12 836 человек.
В условиях снижения количества выпускников общеобразовательных организаций, вызванного сокращением численности обучающихся в предшествующие годы, в Костромской области предпринимаются меры по повышению наполняемости профессиональных образовательных организаций за счет развития заочной и очно-заочной форм обучения, а также реализации программ профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями.
В 2015 году предполагается увеличение количества выпускников образовательных организаций высшего образования в связи с одновременным выпуском студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, обусловленным переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
В 2013 году в областных медицинских организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности, оказывающих медицинскую помощь населению, функционировало 6 247 коек круглосуточного стационара (в том числе в медицинских организациях Минздравсоцразвития России - 5 799 коек, организациях прочих министерств и ведомств - 230 коек, организациях негосударственной формы собственности - 32 койки, немедицинских организациях, имеющих медицинские подразделения, - 186 коек) и 1 578 коек дневного пребывания при стационаре (в том числе в медицинских организациях Минздравсоцразвития России - 1 501 койка, медицинских организациях негосударственной формы собственности - 77 коек).
В настоящее время в Костромской области количество коек круглосуточного стационара в государственных бюджетных учреждениях Костромской области соответствует нормативу.
В областных медицинских организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности обеспеченность больничными койками круглосуточных стационаров увеличится с 95,8 коек на 10 тыс. человек в 2014 году до 96,7 коек на 10 тыс. человек в 2017 году.
В 2013 году амбулаторно-поликлиническую помощь населению Костромской области оказывали 122 поликлинических организации, из которых 93 - в медицинских организациях Минздравсоцразвития России, 3 - в организациях прочих министерств и ведомств, 16 - в организациях негосударственной формы собственности, 10 - в немедицинских организациях, имеющих медицинские подразделения.
Общая мощность поликлиник в 2013 году составила 17 022 посещений в смену, из нее в медицинских организациях Минздравсоцразвития России - 14 592.
В регионе сохраняется дефицит мощности амбулаторно-поликлинической помощи. Для удовлетворения потребностей населения Костромской области амбулаторно-поликлинической помощью в объеме норматива (10,9 посещений на 1 жителя в год) и в связи с развитием амбулаторно-поликлинической помощи и диспансеризации населения планируется увеличение мощности амбулаторно-поликлинических организаций. В 2017 году планируется ее увеличение до 19 490 посещений в смену, в том числе в медицинских организациях Минздравсоцразвития России - до 16 950. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими организациями всех форм собственности и ведомственной принадлежности увеличится с 261,5 посещений в смену на 10 тыс. населения в 2014 году до 300,5 посещений - в 2017 году.
В регионе на протяжении последних лет сохраняется потребность в участковых терапевтах, а также специалистах узких направлений: анестезиологах-реаниматологах, хирургах, психиатрах-наркологах, неврологах, неонатологах, большая потребность во врачах скорой медицинской помощи. Укомплектованность врачами и средним медицинским персоналом областных медицинских организаций в 2013 году составила 87 процентов и 93 процента соответственно. При этом остается высоким коэффициент совместительства: 1,6 - у врачей, 1,2 - у среднего медицинского персонала.

Реализация мероприятий подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 30 марта 2013 года № 195-а "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года", позволит увеличить обеспеченность лечебных учреждений региона врачебными кадрами с 36,1 человек на 10 тыс. населения в 2014 году до 40,3 человек на 10 тыс. населения в 2017 году.
В целях оптимизации сети учреждений культуры, сокращения затрат на их содержание, а также исходя из демографической ситуации проводится реорганизация сети учреждений. В ходе реорганизации создаются новые укрупненные типы учреждений (клуб-библиотека) за счет сокращения сети библиотек. Обеспеченность общедоступными библиотеками сократится с 60,6 учреждений на 100 тыс. населения в 2014 году до 59,3 - в 2017 году, учреждениями культурно-досугового типа с 59,2 до 58,6 соответственно.
Продолжение реализации на территории Костромской области ряда государственных программ по развитию жилищного строительства и оказанию финансовой поддержки в строительстве и приобретении жилья отдельным категориям граждан позволит увеличить общую площадь жилых помещений, приходящихся на 1 жителя, с 26,1 кв. м в 2014 году до 27,6 кв. м - в 2017 году.

Раздел XII. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Воздействие предприятий экономики на окружающую среду в 2013 году по выбросам вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения уменьшилось на 4 процента по сравнению с предыдущим годом. В прогнозном периоде ожидается сохранение объема выбросов в атмосферу.
Объем водопотребления в 2013 году увеличился на 4 процента по сравнению с 2012 годом. Основным водопользователем в части забора воды из поверхностных водных объектов является филиал "Костромская ГРЭС" ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация". В прогнозном периоде объем водопотребления прогнозируется с увеличением в среднем на 1,1 процента ежегодно.
Инвестиции на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов направлены на финансирование объектов в рамках государственной программы Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 9 января 2014 года № 1-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы", ведомственной целевой программы "Чистая вода" на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 12 мая 2014 года № 18 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Чистая вода" на 2014-2016 годы", а также программы "Социально-экономическое развитие северо-восточных районов Костромской области на период до 2020 года", утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 9 апреля 2013 года № 77-ра "О программе "Социально-экономическое развитие северо-восточных районов Костромской области на период до 2020 года".
В прогнозном периоде инвестиции планируется направить на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, расчистку водных объектов и дноуглубление русел рек, создание водоохранных зон, строительство и реконструкцию очистных сооружений и другие объекты.

Раздел XIII. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственные программы Костромской области являются инструментом государственной политики, обеспечивающим достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития региона.
Основные параметры государственных программ Костромской области на 2014-2017 годы приведены в приложении к настоящей пояснительной записке.





Приложение
к Пояснительной записке

Основные параметры государственных
программ Костромской области

№ п/п
Наименование государственной программы
Срок реализации
Цель реализации
1.
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы"
2013-2020 гг.
Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности; повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса; комплексное социально-экономическое развитие сельской местности; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов
2.
"Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года"
2013-2020 гг.
Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки
3.
"Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Создание правовых, экономических и социальных условий для свободного и устойчивого развития малого и среднего предпринимательства
4.
"Развитие лесного хозяйства Костромской области на 2014-2018 годы"
2014-2018 гг.
Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов
5.
"Оказание содействия добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы"
2013-2018 гг.
Стимулирование и организация добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, для постоянного их проживания в Костромской области, снижение дефицита кадров на предприятиях и в организациях Костромской области
6.
"Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Укрепление единства российской нации на территории Костромской области
7.
"Устойчивое развитие сельских территорий Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Повышение уровня и качества жизни сельского населения
8.
"Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014-2020 годы
2014-2020 гг.
Повышение уровня и качества жизни граждан Костромской области, нуждающихся в социальной помощи, поддержке и социальном обслуживании в соответствии с федеральным и региональным законодательством
9.
"Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Обеспечение доступности и качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения Костромской области и перспективными задачами развития региона; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития региона
10.
"Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию
11.
"Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Костромской области"
2014-2020 гг.
Обеспечение населения Костромской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья
12.
"Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Обеспечение экономики региона запасами общераспространенных полезных ископаемых; сохранение и развитие природных ресурсов и биоресурсов; оздоровление экологической обстановки на территории Костромской области
13.
"Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и содействие развитию местного самоуправления на территории Костромской области на 2014-2018 годы"
2014-2018 гг.
Обеспечение организационных, правовых, финансовых условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и органов местного самоуправления в Костромской области, направленной на решение социальных проблем
14.
"Развитие транспортной системы Костромской области"
2014-2016 гг.
Обеспечение доступности транспортных услуг для населения; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы
15.
"Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области"
2014-2017 гг.
Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Костромской области
16.
"Развитие физической культуры и спорта в Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Создание условий для систематических занятий физической культурой и массовым спортом и ведения здорового образа жизни населением Костромской области; создание системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации в Костромской области
17.
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области"
2014-2020 гг.
Повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями Костромской области
18.
"Обеспечение безопасности населения и территорий на 2015-2020 годы"
2015-2020 гг.
Повышение безопасности жизнедеятельности населения Костромской области
19.
"Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Костромской области на 2015-2020 годы"
2015-2020 гг.
Сохранение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Костромской области
20.
"Содействие занятости населения Костромской области"
2015-2020 гг.
Реализация государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и обеспечение государственных гарантий граждан в сфере занятости населения
21.
"Информационное общество Костромской области"
2015-2020 гг.
Формирование единого информационного пространства Костромской области и повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий
22.
"Управление государственными финансами и государственным долгом Костромской области"
2015-2019 гг.
Обеспечение устойчивости бюджетной системы и повышение качества управления государственными финансами Костромской области


------------------------------------------------------------------