Постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 11.03.2014 N 14/24 "Об утверждении обязательных требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Костромской области"



ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЦЕН И ТАРИФОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2014 г. № 14/24

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММАМ
В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРУЕМЫЕ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года № 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности", постановлением губернатора Костромской области от 31 июля 2012 года № 313-а "О департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области", департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области постановляет:
1. Утвердить требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Костромской области, согласно приложению № 1.
2. Утвердить формы ежегодного отчета о фактическом исполнении установленных требований к программе по энергосбережению и повышению энергетической эффективности согласно приложению № 2.
3. Установить, что программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Костромской области, должны быть приведены в соответствие с требованиями, утвержденными настоящим постановлением, в срок не позднее 3 месяцев со дня его вступления в силу.
4. Признать утратившим силу постановление департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 27 мая 2011 г. № 11/113 "Об утверждении обязательных требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Костромской области".
5. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней со дня официального опубликования.

Директор департамента
государственного
регулирования цен и тарифов
Костромской области
И.Ю.СОЛДАТОВА





Приложение № 1

Утверждено
постановлением
департамента
государственного
регулирования цен и тарифов
Костромской области
от 11 марта 2014 г. № 14/24

Требования
к программам в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности организаций,
осуществляющих регулируемые виды деятельности
на территории Костромской области

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Костромской области (далее - Требования), разработаны в целях реализации норм Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности".
2. Настоящие Требования распространяются на программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - Программы) регулируемых организаций, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) которых осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области - департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Организации).
3. Программы разрабатываются Организациями на срок не менее трех лет. В случае если срок действия производственных и инвестиционных программ Организации превышает три года - на срок действия программ.
4. Программа разрабатывается в целом по Организации с разбивкой мероприятий по осуществляемым регулируемым видам деятельности.
5. Основой Программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Организаций являются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
К мероприятиям также относятся создание и модернизация объектов в соответствии с производственными и инвестиционными программами Организаций.
6. Программа должна обеспечивать ежегодное сокращение энергопотребления от регулируемого вида деятельности не менее чем на 3% в год.
7. Программы Организаций должны содержать:
1) описание целей и задач Программы;
2) анализ потребления энергетических ресурсов за предшествующий период регулирования;
3) основные направления энергосбережения и повышения энергоэффективности, их обоснование;
4) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей Программы;
5) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей Программы, сроки проведения указанных мероприятий с разбивкой по годам;
6) расчет потребности в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы;
7) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно собственных источников финансирования, привлеченных средств, а также (при наличии) бюджетных источников финансирования указанных мероприятий с разбивкой по годам;
8) анализ состояния и перспективы развития Организации, а также прогноз потребления (производства) энергоресурсов на соответствующий период;
9) механизм реализации, систему мониторинга, управления и контроля за ходом выполнения Программы.
8. Организации должны привести свои Программы в соответствие с настоящими Требованиями в течение трех месяцев с момента вступления настоящих Требований в силу.
9. Программы Организаций могут содержать иные мероприятия, обеспечивающие экономию энергоресурсов и их эффективное использование.
10. По согласованию с регулирующим органом производится корректировка рассчитанных значений целевых показателей исходя из значений таких показателей, учтенных в утвержденных производственной, инвестиционной программах организаций и фактически достигнутых в ходе исполнения программы, с учетом:
1) поступивших от организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля года, в котором требования к программе должны быть скорректированы, предложений в части:
- целевых показателей и их значений, достижение которых обеспечивается организацией при реализации программы;
- перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, осуществление которых будет способствовать достижению предложенных организацией значений показателей, возможных сроков их проведения с оценкой расходов на их проведение;
- показателей энергетической эффективности объектов, с использованием которых осуществляется соответствующий регулируемый вид деятельности;
2) поступивших от организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля ежегодных отчетов организации о фактическом исполнении установленных требований к программе, составленных по форме, утвержденной настоящими Требованиями;
3) прогнозируемого изменения цен (тарифов) на товары (услуги) организаций в результате учета в программе установленных требований.
11. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны быть взаимоувязаны по срокам выполнения, по источникам и объемам финансирования, целевым показателям. Включение каждого мероприятия в Программу должно быть обосновано и согласовано с другими программами, утвержденными и действующими на территории муниципального образования Костромской области.
12. Целевое назначение исполнения каждого мероприятия должно быть представлено в виде цифрового показателя (целевого индикатора), отражающего размер экономии энергоресурсов.
13. Мероприятия должны быть ранжированы по приоритетности их реализации, при этом выбор приоритетов также должен быть обоснован.
14. Организации направляют в департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, ежегодные отчеты о фактическом исполнении Программам в отчетном году согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО, ПЕРЕДАЧУ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
И СБЫТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)

15. Основными целевыми показателями Программы являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в предшествующем периоде регулирования:
1) экономия электрической энергии (тыс. кВт.ч);
2) экономия тепловой энергии (Гкал.);
3) экономия нефтепродуктов (т. у.т.);
4) экономия холодной воды (куб. м);
5) экономия горячей воды (куб. м).
Значения основных целевых показателей для отдельных Программ рассчитываются Организациями самостоятельно с предоставлением соответствующего обоснования.
Совокупность основных целевых показателей по всем проектам, включенным в Программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для Организации целевых значений показателей.
16. К числу целевых показателей энергетической эффективности Организаций, осуществляющих производство, передачу и распределение электрической энергии, относятся:
1) динамика изменения потерь электрической энергии при ее передаче (% к отпуску в сеть);
2) изменение удельного расхода топлива на выработку электрической энергии тепловыми электростанциями (г у.т./кВт.ч);
3) доля потребления энергии на собственные нужды электростанцией (%);
4) сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу (т);
5) сокращение выбросов парниковых газов (т СО2 эквивалента).
Расчет базовых значений показателей энергетической эффективности организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, должен быть произведен на основе данных формы федерального статистического наблюдения 46-ЭЭ (передача) "Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии потребителям распределительными сетевыми организациями".
Организация вправе исключить часть показателей энергетической эффективности, если они не относятся к ее непосредственной деятельности.
17. Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:
1) проведение энергетических обследований и энергетическая паспортизация объектов Организаций;
2) реконструкция и модернизация оборудования, используемого для передачи электрической энергии, в том числе замена на оборудование с более высокой пропускной способностью, внедрение инновационных решений и технологий;
3) внедрение энергосберегающих технологий и автоматизированных систем учета энергоресурсов;
4) оптимизация схемных режимов;
5) оптимизация установившихся режимов электрических сетей по активной и реактивной мощности;
6) установка оборудования для компенсации реактивной мощности;
7) регулирование напряжения в линиях электрической сети;
8) снижение расхода электрической энергии на собственные нужды электроустановок и хозяйственные нужды организации;
9) установка приборов учета энергоресурсов;
10) организация достоверного и своевременного снятия показаний приборов коммерческого учета электрической энергии у потребителей, проверка их технического состояния.

Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО, ПЕРЕДАЧУ
И СБЫТ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

18. Основными целевыми показателями Программы являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в предшествующем периоде регулирования:
1) экономия электрической энергии (тыс. кВт.ч);
2) экономия тепловой энергии (Гкал.);
3) экономия газа (куб. м);
4) экономия нефтепродуктов (т у.т.);
5) экономия угля (т у.т.);
6) экономия дров (куб. м);
7) экономия мазута (т);
8) экономия холодной воды (куб. м);
9) экономия горячей воды (куб. м).
Значения основных целевых показателей для отдельных Программ рассчитываются Организациями самостоятельно с предоставлением соответствующего обоснования.
Совокупность основных целевых показателей по всем проектам, включенным в Программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для Организации целевых значений показателей.
19. К числу показателей энергетической эффективности Организаций, осуществляющих производство, передачу и сбыт тепловой энергии, относятся:
1) изменение удельного расхода топлива на отпуск тепловой энергии от теплоисточников (кг у.т./Гкал.);
2) изменение удельного расхода электроэнергии на выработку и передачу тепловой энергии от теплоисточников (кВт.ч/Гкал.);
3) изменение удельного расхода электроэнергии на транспортировку тепловой энергии по сетям (кВт.ч/Гкал.);
4) изменение удельного расхода воды на собственные нужды (л/куб. м);
5) изменение величины потерь тепловой энергии при ее передаче (% к отпуску в сеть);
6) сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу (т);
7) сокращение выбросов парниковых газов (т СО2 эквивалента).
20. Расчет базовых значений показателей энергетической эффективности должен быть произведен на основе данных следующих форм федерального статистического наблюдения:
1) форма 11-ТЭР "Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)";
2) форма 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией";
3) форма 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции";
4) форма 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии".
Организация вправе исключить часть показателей энергетической эффективности, если они не относятся к ее непосредственной деятельности.
21. Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:
1) проведение энерготехнологических обследований и энергетическая паспортизация объектов Организаций;
2) реконструкция и модернизация оборудования, используемого для выработки и передачи тепловой энергии, в том числе замена на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий;
3) внедрение энергосберегающих технологий и автоматизированных систем учета энергоресурсов;
4) оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения тепловых нагрузок на основании ежегодной корректировки схем энергоснабжения;
5) закрытие неэффективных, морально устаревших и физически изношенных источников тепла;
6) разработка схем оптимизации загрузки энергоисточников, находящихся в собственности промышленных предприятий;
7) глубокая утилизация тепла уходящих газов котельных установок с установкой систем автоматизации;
8) установка частотных преобразователей;
9) дооснащение теплотехнического оборудования теплоисточников приборами учета и организация составления балансов энергоресурсов;
10) автоматизация режимов горения;
11) установка летнего сетевого насоса;
12) перевод паровых котлов в водогрейный режим;
13) оптимизация распределения нагрузки между котлоагрегатами;
14) замена существующих (старых) насосов на насосы с энергоэффективными электродвигателями;
15) внедрение новых видов теплоизоляционных материалов и конструкций, обеспечивающих низкий коэффициент теплопроводности, отвечающих требованиям по надежности и безопасности.

Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРУЕМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ВОДООТВЕДЕНИЯ И ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД,
УТИЛИЗАЦИИ (ЗАХОРОНЕНИЯ) ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

22. Основными целевыми показателями Программы являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в предшествующем периоде регулирования:
1) экономия электрической энергии (тыс. кВт.ч);
2) экономия тепловой энергии (Гкал.);
3) экономия газа (куб. м);
4) экономия нефтепродуктов (т у.т.);
5) экономия угля (т у.т.);
6) экономия холодной воды (куб. м);
7) экономия горячей воды (куб. м).
Значения основных показателей для отдельных Программ рассчитываются Организациями самостоятельно с предоставлением соответствующего обоснования.
Совокупность основных целевых показателей по всем проектам, включенным в Программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для Организации целевых значений показателей.
23. К числу показателей энергетической эффективности Организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, относятся:
1) удельный расход электроэнергии на подъем, водоподготовку и транспортировку, утилизацию (захоронение) (кВт.ч/куб. м);
2) удельный расход электроэнергии на транспортировку стоков и очистку сточных вод (кВт.ч/куб. м);
3) удельный расход горюче-смазочных материалов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (кг/куб. м);
4) доля отпуска воды (ХВС и ГВС) потребителям по приборам учета в общем объеме отпуска воды потребителям (%);
5) доля двигателей, оснащенных частотно-регулируемым приводом в системах водоснабжения и водоотведения (%);
6) динамика изменения фактического объема потерь воды при ее транспортировке (%).
Организация вправе исключить часть показателей энергетической эффективности, если они не относятся к ее непосредственной деятельности.
24. Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:
1) проведение энергетических обследований и энергетическая паспортизация объектов Организаций;
2) реконструкция и модернизация оборудования, используемого для подъема, очистки и транспортировки воды и стоков, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в том числе замена оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий;
3) внедрение энергосберегающих технологий и автоматизированных систем учета энергоресурсов;
4) замена или реконструкция водопроводных сетей с целью снижения утечек воды;
5) замена насосных агрегатов с целью оптимизации режимов работы;
6) модернизация насосных станций и оптимизация работы систем водоснабжения и водоотведения;
7) установка энергосберегающих светильников в производственных помещениях систем водоснабжения и водоотведения;
8) установка приборов учета энергоресурсов.





Приложение № 2

Утверждено
постановлением
департамента
государственного
регулирования цен и тарифов
Костромской области
от 11 марта 2014 г. № 14/24

Форма
ежегодного отчета о фактическом исполнении Требований
к программе по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности

Таблица № 1

Отчет по целевым показателям в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности

№ п/п
Наименование показателя<*>
Ед. изм.
Динамика изменения по годам
2010
2011
2012
2013




план
факт
план
факт
план
факт

--------------------------------
<*> - заполняется отдельно по регулируемым видам деятельности.

Таблица № 2

Отчет по исполнению мероприятий по энергосбережению
и повышению энергетической эффективности

№ п/п
Наименование мероприятия<*>
Кап. вложения
Экономический эффект
Сроки внедрения
Источник финансирования
Срок окупаемости
в натуральном выражении
в тыс. руб.


план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт

--------------------------------
<*> - заполняется отдельно по годам и видам регулируемой деятельности в плановых и фактических значениях.


------------------------------------------------------------------