По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Арбитражного суда Костромской области от 27.11.2014 по делу N А31-2587/2013 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 12.12.2012 г. N 12/420 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "РК ЭнергоПромИнвест" г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области на 2013 год">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. по делу № А31-2587/2013
Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Костромской области коллегиально в составе председательствующего судьи Сизова Александра Вениаминовича, судей Зиновьева Андрея Викторовича, Максименко Любови Алексеевны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хомяком Николаем Георгиевичем, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области о признании недействительным постановления от 12.12.2012 № 12/420 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "РК ЭнергоПромИнвест" г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области на 2013 год",
третье лицо: Федеральная служба по тарифам России; при участии в заседании:
от заявителя: Семченко М.А. по доверенности от 20.01.2014 г.;
от ответчика: Чистякова О.Н. по доверенности от 04.07.2014 г. № Д/РЦТ-1956; Тимофеева О.Б. по доверенности от 22.09.2014 № Д/РЦТ-3109; от третьего лица ФСТ России: не явился, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" (далее - Общество, ООО "РК ЭнергоПромИнвест") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области о признании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 12 декабря 2012 года № 12/420 "О тарифах на тепловую энергию (в редакции постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 3 апреля 2013 года № 13/51 "О внесении изменений в постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 12.12.2012 г. № 12/420"), отпускаемую ООО "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области на 2013 год" не соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О теплоснабжении", "Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 и Приказу ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 (ред. от 26.12.2011) "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.10.2004 № 6076) и недействующим в той части, в которой при определении размера тарифа не были учтены расходы ООО "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" по статье "Топливо на технологические цели" в сумме 629 810 рублей, по статье "Энергия на технологические цели" в сумме 11 520 рублей, по статье "Ремонт и техническое обслуживание" в сумме 32 010 рублей, по статье "Необходимая прибыль" в сумме 9 909 000 рублей.
Определением суда от 27.02.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Федеральная служба по тарифам России, г. Москва.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявлены требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области заявленные требования не признает, считает принятое им спорное постановление законным и обоснованным, изложив свои доводы в отзыве на заявление и дополнениях к нему.
Третье лицо, при надлежащем извещении о времени и месте проведения судебного заседания явку своего представителя не обеспечило.
Как следует из материалов дела, 26.12.2012 Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области было принято постановление № 12/420 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области на 2013 год" (далее - постановление № 12/420) (т. 4, л.д. 60-61).
Постановлением № 12/420 установлен одноставочный тариф на горячую воду с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 970 руб./Гкал. (приложение № 1), с 01.07.2013 по 31.12.2013 в размере 1057 руб./Гкал.
Текст постановления опубликован в газете "Северная правда", 27.12.2012 г. № 102 (28564) (л.д. 62).
В соответствии с частью 7 статьи 21 Закона Костромской области "О нормативных правовых актах Костромской области" от 11.01.2007 № 106-4-ЗКО официальным опубликованием закона и иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Северная правда" или специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы" (далее - официальные периодические печатные издания Костромской области).
ООО Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" обратилась 28.12.2012 г. в ФСТ России с заявлением о разногласиях с Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - РСТ) по постановлению № 12/420.
По результатам рассмотрения издан Приказ ФСТ России от 19.03.2013 г. № 50-э/2 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ООО "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области" (т. 4, л.д. 71-74).
Указанным Приказом ФСТ России был признан экономически обоснованным размер расходов, учитываемых при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области, на 2013 год по следующим статьям затрат:
- "Проценты за пользование займом" и "Расходы на инвестиции" (погашение займа) - 69, 44 тыс. руб.
В остальной части разногласий в удовлетворении требований ООО "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" было отказано.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 03.04.2013 г. № 13/51 (т. 4, л.д. 63-65), с учетом Приказа ФСТ России внесены изменения в приложение № 1 постановления № 12/420 - одноставочный тариф на горячую воду установлен в размере 972 руб./Гкал., в приложение № 2 постановления № 12/42 - одноставочный тариф на горячую воду установлен в размере 1059 руб./Гкал.
Посчитав, что постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 12 декабря 2012 года № 12/420 "О тарифах на тепловую энергию (в редакции постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 3 апреля 2013 года № 13/51 "О внесении изменений в постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 12.12.2012 г. № 12/420"), отпускаемую ООО "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области на 2013 год" нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ООО "РК ЭнергоПромИнвест" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд в порядке главы 23 АПК РФ.
В обосновании заявленных требований Общество, ссылаясь на "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования) и произведенную им экспертизу, считает, что регулирующим органом при установлении тарифа занижены затраты по следующим статьям:
- "Топливо на технологические цели". По данной позиции заявитель полагает, что согласно пункту 22 Основ ценообразования, при расчете затрат на топливо необходимо использовать нормативы удельного расхода топлива, утвержденные Министерством энергетики Российской Федерации. В пункте 31 Основ ценообразования и в Письме ФСТ от 31 июля 2007 г. № СН-4341/12 указано, что при отсутствии утвержденных нормативов расхода топлива допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, предоставляемых энергоснабжающей организацией.
Поэтому затраты на топливо следует определять на основе нормы расхода топлива, которая составляет 155,28 кг усл. топлива на 1 Гкал. на основании - режимных карт предприятия.
Плановый расход топлива на регулируемый период определяется по формуле (11) пункта 2.16 методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения (МДК 4-052004, утвержденной заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003 г.), путем умножения общего количества тепловой энергии, подлежащей выработке, на удельную норму затрат условного топлива.
По расчетам Общества плановый расход топлива составит 5131,84 тыс. куб. м;
- "Энергия на технологические цели". По данной позиции Общество считает необходимым в качестве нормы расхода (максимальной величины) принять фактический удельный расход электроэнергии в котельной за 3 предыдущих года (2009-2011 годы). По расчетам ООО "РК ЭнергоПромИнвест" норма расхода составит 22,408 кВт.ч/Гкал., а плановое годовое потребление 847202,3 кВт.ч (37808,03 Гкал. * 22,408 кВт.ч/Гкал. = 877202,3 кВт.ч).
С учетом величины тарифа на электроэнергию 4,15 руб./кВт.ч (основание - заключение Департамента) затраты на электроэнергию составят: 847202,3 кВт.ч *4,15 руб./кВт.ч = 3515,89 тыс. руб.
Согласно заключению Департамента сумма затрат на приобретение электроэнергии по статье "Энергия на технологические цели" составила 3504,37 тыс. руб.;
- "Ремонт и техническое обслуживание". По данной статье расходов заявитель считает, что в случае отсутствия нормативов затрат на ремонты допускается применять метод индексации, используя соответствующие прогнозы роста цен, разработанные Минэкономразвития РФ. В данном случае использованы сведения из Прогноза социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, разработанный Минэкономразвития России и одобренный на заседании Правительства РФ 28 сентября 2012 года. В заключении Департамента при расчете затрат на ремонты использован именно метод индексации, но в качестве базиса некорректно взяты усредненные "фактические данные по этой статье за три предыдущие года". Наиболее корректным по мнению Общества является использование в качестве базиса фактических данных предыдущего периода регулирования.
Заявитель считает, что при определении затрат по статье "Ремонт и техническое обслуживание" за последние три года (2010-2012 гг.) средний показатель составляет 429 тыс. руб. Также Общество считает, что к усредненному показателю необходимо применить метод индексации примененный экспертами, соответственно размер затрат по статье "Ремонт и техническое обслуживание" составляет - (429 тыс. рублей * 104,9%) = 450 тыс. руб.;
- "Выплата дивидендов". ООО "РК ЭнергоПромИнвест" считает необходимым включить указанные средства в необходимую валовую выручку предприятия на 2013 год.
Кроме того заявитель указывает, что Постановлением администрации Костромской области от 23 апреля 2007 года № 101-а "О включении инвестиционного проекта ООО "РК ЭнергоПромИнвест" в Реестр инвестиционных проектов Костромской области" инвестиционный проект ООО "РК ЭнергоПромИнвест" включен в Реестр инвестиционных проектов Костромской области (далее - Реестр).
В отношении ООО "РК ЭнергоПромИнвест" был установлен режим наибольшего благоприятствования путем предоставления льгот по налогам, начисляемым в связи с реализацией инвестиционного проекта (по налогу на прибыль и налогу на имущество).
24 апреля 2007 года между администрацией Костромской области, администрацией Буйского муниципального района Костромской области и ООО "РК ЭнергоПромИнвест" было заключено соглашение по реализации инвестиционного проекта "Строительство газовых котельных п.г.т. Чистые Боры Буйского района Костромской области" № 72-д (далее - Инвестиционное соглашение).
Целью проекта являлось строительство 2-х новых автоматизированных газовых котельных в п.г.т. Чистые Боры для улучшения качества теплоснабжения поселка Чистые Боры, снижение стоимости тепловой энергии, снятие дотации бюджета на выработку тепловой энергии.
Объем инвестиций ООО "РК ЭнергоПромИнвест" в строительство котельной по условиям Инвестиционного соглашения был определен в размере 65 миллионов рублей.
Срок окупаемости, определенный Инвестиционным соглашением, в пределах которого действуют налоговые льготы - 45 месяцев, а именно:
начало срока окупаемости - 1 апреля 2007 года;
окончание срока окупаемости - 31 декабря 2010 года (включительно).
26 марта 2010 года между теми же лицами было заключено дополнительное соглашение о внесении изменения в соглашение от 24.04.2007 № 72-д по реализации инвестиционного проекта ООО "РК ЭнергоПромИнвест" "Строительство газовых котельных п.г.т. Чистые Боры Буйского района Костромской области" № 13-д (далее - Дополнительное соглашение).
Данным Дополнительным соглашением был установлен новый срок окупаемости, в пределах которого действуют налоговые льготы - 81 месяц, а именно:
начало срока окупаемости - 1 апреля 2007 года;
окончание срока окупаемости - 31 декабря 2013 года (включительно).
Пунктом 2.3.5 Инвестиционного соглашения установлена обязанность ООО "РК ЭнергоПромИнвест" выполнять нормы законодательства, действующие на территории Костромской области по реализации инвестиционных проектов.
Губернатором Костромской области 7 марта 2013 года было принято постановление № 42 "Об исключении инвестиционного проекта ООО "РК ЭнергоПромИнвест" из Реестра инвестиционных проектов Костромской области" (далее - постановление).
В пункте 1 постановления указано, что инвестиционный проект ООО "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" исключен из реестра инвестиционных проектов Костромской области с прекращением режима наибольшего благоприятствования с 1 апреля 2012 года.
В соответствии с Соглашением от 26.03.2010 г. были внесены изменения относительно срока окупаемости рассматриваемого инвестиционного проекта, указанное обстоятельство непосредственно повлияло на величину тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "РК ЭнергоПромИнвест" в 2010-2012 годах в сторону их уменьшения, что также следует включить в затраты Общества при формировании тарифа.
Кроме того, регулирующим органом необоснованно не принята при расчете тарифа сумма резерва по сомнительным долгам.
Обществом был предоставлен приказ от 28 ноября 2012 года № 90, в котором было указано, что в ООО "РК ЭнергоПромИнвест" на 2013 год создается резерв по сомнительным долгам в размере 1723,8 тыс. руб. и приказ ООО "РК ЭнергоПромИнвест" от 12 января 2012 № 01 "Об установлении нормы прибыли при формировании тарифа на тепловую энергию, реализуемую ООО "РК ЭПИ" в 2013 году".
Нормативными актами не установлено, что при расчете тарифа на отпуск тепловой энергии заявитель должен предоставлять регулирующей организации копии решений суда и исполнительных листов, которые соответственно у заявителя имеются, и были бы им предоставлены в случае если данные документы были затребованы Департаментом.
Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд на основании главы 23 АПК РФ устанавливает наличие или отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым нормативным правовым актом, наличие у органа, принявшего данный нормативный правовой акт, полномочий на его принятие, соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу пунктов 5-7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
Согласно части 2 указанной статьи государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных настоящей статьей.
Пункты 2, 3, 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении предусматривают, что одними из основных принципов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В силу части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют, в том числе полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
На основании пункта 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении в сфере теплоснабжения тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, подлежат регулированию.
Установление регулируемых тарифов (цен) осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков (пункт 4 Основ ценообразования).
Согласно пункту 5.1 Правил регулирования тарифов регулирующий орган вправе по результатам проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, рассмотреть вопрос об установлении тарифов (цен) в отношении указанных организаций исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих тарифов.
В соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (пункт 10 Правил регулирования тарифов).
Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).
К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный пунктом 12 Правил регулирования тарифов.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает:
- величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей;
- даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.
Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней может быть обжаловано в установленном порядке.
Согласно частям 1, 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются:
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
2) метод индексации установленных тарифов;
3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала;
4) метод сравнения аналогов.
В процессе регулирования тарифов в сфере теплоснабжения может использоваться один из методов регулирования, предусмотренных частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок учета предложения устанавливается правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии с пунктом 15 и пунктами 22-22.3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, пунктам 16-21 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность);
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:
1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;
2) выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов;
3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;
4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.
В силу пункта 22 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе:
1) нормативов удельного расхода топлива (за исключением ядерного), дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам;
2) цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
3) определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;
4) расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года;
5) нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 36 Основ ценообразования при определении расходов, указанных, в частности, в пункте 22 Основ ценообразования, регулирующие органы используют:
1) регулируемые государством тарифы (цены);
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд, согласно пункту 1 Положения о департаменте, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 31.07.2012 № 313-а, Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов).
На основании пунктов 2, 3 этого Положения департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актами и нормативно-методическими документами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом Костромской области, законами Костромской области, иными правовыми актами Российской Федерации и Костромской области, а также данным Положением. Департамент создан с целью реализации государственной политики в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
При установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО "РК ЭнергоПромИнвест" на 2013 год был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Метод экономически обоснованных расходов (затрат) не означает, что все затраты организации, осуществляющей регулируемую деятельность, должны быть приняты регулирующим органом при установлении тарифов.
При определении размера тарифа на отпускаемую ООО "РК ЭнергоПромИнвест" потребителям тепловую энергию уполномоченный орган провел экспертизу экономической обоснованности тарифа ООО "РК ЭнергоПромИнвест" на поставку тепловой энергии в 2013 году.
Поскольку у ООО "РК ЭнергоПромИнвест" отсутствуют приборы учета на источниках теплоснабжения и нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии не утверждены в установленном порядке Департамент при учете основных технико-экономических показателей обоснованно изменил предложенные показатели полезного отпуска, применив Методику определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденную Госстроем России 12.08.2003 (далее - Методика).
Согласно пункту 1.1 данной Методики указанная Методика разработана для использования при прогнозировании и планировании потребности в топливе, электрической энергии и воде теплоснабжающими организациями жилищно-коммунального комплекса, органами управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Методика используется также для обоснования потребности теплоснабжающих организаций в финансовых средствах при рассмотрении тарифов (цен) на тепловую энергию, ее передачу и распределение.
Пункт 1.3 Методики предусматривает, что исходными данными для определения потребности в топливе, электрической энергии и воде являются:
- физические (материальные) характеристики источников теплоснабжения (отопительных котельных), тепловых сетей и сооружений на них (тепловых пунктов, насосных станций, дроссельных пунктов, баков-аккумуляторов горячей воды);
- нормативные характеристики материальных объектов систем коммунального теплоснабжения;
- планируемые (прогнозируемые) значения расчетных тепловых нагрузок потребителей, количества тепловой энергии и теплоносителей, необходимых для их удовлетворения в заданных режимах.
Все используемые для расчетов данные должны основываться на достоверной информации, проектных характеристиках зданий, помещений, технологических процессов потребителей, количестве жителей, пользующихся горячим водоснабжением, и др. (пункт 1.4 Методики).
По обжалуемой заявителем статье "Топливо на технологические цели" суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии входит в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В Костромской области постановлением губернатора Костромской области от 31.07.2012 г. № 168 "О переименовании департамента жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (вместе с "Положением о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области") эти полномочия переданы департаменту ТЭК и ЖКХ Костромской области.
Так как ООО "РК ЭнергоПромИнвест" не представило утвержденные в департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области нормативы удельного расхода топлива, то в соответствии с подпунктом 4 пункта 22 Основ ценообразования расходы на топливо были определены регулирующим органом на основании расчетных объемов потребления топлива.
В случае отсутствия нормативов удельного расхода топлива в соответствии с пунктом 2.7 Методики исходными данными для определения норм расхода топлива являются:
- фактические технические данные оборудования (производительность, давление, КПД и др.) и режим функционирования (по времени и нагрузке);
- режимные карты, составленные в результате режимно-наладочных испытаний;
- план организационно-технических мероприятий по рациональному использованию и экономии топливно-энергетических ресурсов;
- информация о плановых и фактических удельных расходах топлива за прошедшие годы.
В связи с тем, что у ООО "РК ЭнергоПромИнвест" отсутствуют утвержденные в установленном порядке нормативы удельного расхода топлива, Департамент определил потребность в топливе в соответствии с пунктом 2.7 Методики, на основании представленных Обществом режимных карт.
В режимных картах наименьшее значение составляет 151,6 кг у.т./Гкал., наибольшее - 154,8 кг у.т./Гкал., Департаментом в расчет тарифов принят удельный расход 155,28 кг у.т./Гкал. по предложению Общества.
Плановая выработанная тепловая энергия в расчете тарифов на тепловую энергию на 2013 год составляет 36994,16 Гкал. по предложению Общества.
Департаментом расход топлива определен как произведение удельных расходов топлива и выработанной тепловой энергии: 155,28 кг у.т./Гкал. *36994,16 Гкал. (выработанная тепловая энергия) / 1,144 (коэффициент перевода условного топлива в натуральное в соответствии с Методикой) = 4983,35 тыс. куб. м.
В пункте 1.6 Методики даны понятия произведенной тепловой энергии и выработанной тепловой энергии:
произведенная тепловая энергия - тепловая энергия, произведенная котельным агрегатом (котельными агрегатами), установленным (установленными) в котельной (источнике теплоснабжения);
выработанная тепловая энергия - тепловая энергия, равная сумме тепловой энергии, произведенной котельными агрегатами котельной (источника теплоснабжения), за вычетом тепловой энергии, использованной в котельной (источнике теплоснабжения) на собственные нужды, и переданная в тепловую сеть, на основании которых Департаментом определена потребность в топливе для ООО "РК ЭнергоПромИнвест" на 2013 год.
Департаментом были проанализированы режимные карты, из которых следует, что удельные расходы топлива котлов определены на выработанную тепловую энергию, и уже включают в себя (пункты 2.8, 2.11, 2.11.1 Методики) расходы тепловой энергии на собственные нужды котельных (удельный расход условного топлива определен на выработку 1 Гкал. тепла).
Таким образом, разница в расчетах с ООО "РК ЭнергоПромИнвест" произошла из-за того, что заявитель расход топлива определяет на произведенную тепловую энергию, при этом дважды учитывает расходы на собственные нужды, что противоречит имеющимся режимным картам и Методике, и приводит к необоснованному завышению расходов на топливо.
По позиции заявителя по статье "Электрическая энергия на технологические цели" суд приходит к следующему.
ООО "РК ЭнергоПромИнвест" предложило по данной статье утвердить расходы в размере 4736,16 тыс. руб.
Как указывалось выше, по заявлению Общества Департаментом при регулировании тарифа был избран метод экономически обоснованных расходов.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Из разъяснений Федеральной службы по тарифам от 26.04.2006 № СН-2000/13 и от 31.07.2007 № СН-4341/12 следует, что если на дату представления расчетных материалов для государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на розничном рынке у организаций, тарифы которые регулируются государством, отсутствуют нормативы (технологических потерь электрической (тепловой) энергии, удельного расхода топлива и создания запасов топлива), утвержденные Минпромэнерго России, необходимо открывать дела об установлении тарифов и устанавливать тарифы на электрическую и тепловую (услуги по передаче) энергию, с учетом фактических (отчетных технологических) данных, сложившихся в предшествующих периодах регулирования.
По данному подходу у сторон разногласия отсутствуют при расчете расходов ими использованы данные за три предшествующих года (2009 г., 2010 г., 2011 г.).
При этом Департамент оперирует данными, подтвержденными приборами учета у организации - перепродавца тепловой энергии, получающей тепловую энергию от ООО "РК ЭнергоПромИнвест" на границе ответственности. Общество, в свою очередь, применяет данные, ничем не подтвержденные, так как приборы учета, подтверждающие произведенную тепловую энергию и расход на собственные нужды котельных у организации отсутствуют, заявитель применяет расчетные данные, не имеющие отношения к фактическим показателям.
При расчете тарифа на основании имеющихся подтвержденных показателей у Департамента удельный расход электрической энергии на выработанную тепловую энергию составил 22,86 кВт.ч./Гкал., который больше чем используемый заявителем - 22,408 кВт.ч./Гкал.
Заявляемая Обществом разница 11,52 тыс. руб. в итоговых суммах, утвержденных Департаментом, образовалась в связи с тем, что в расчетах расходов электрической энергии им используется показатель произведенной тепловой энергии 37808,03 Гкал., а Департаментом применяется показатель выработанной - 36994,16 Гкал.
Вывод суда по вопросу применения в расчетах выработанной или произведенной тепловой энергии содержится выше.
В соответствии с пунктом 2.7.3 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации.
При планировании технического обслуживания и ремонта проводится расчет трудоемкости ремонта, его продолжительности (время простоя в ремонте), потребности в персонале, а также в материалах, комплектующих изделиях и запасных частях.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по атомной энергии по согласованию с Федеральной службой по тарифам;
2) цены, указанные в пункте 36 настоящего документа;
3) программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.
Исходя из приведенных норм, при определении расходов на материалы должны учитываться, утвержденные в установленном порядке программы проведения ремонтных работ, в которых определяются подлежащие выполнению виды работ, определенные по результатам закупочных процедур цены, нормативы расходов сырья и материалов.
В соответствии с пунктом 36 Основ при определении расходов, указанных в пунктах 22-26 и 29 настоящего документа, регулирующие органы используют, в том числе цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств.
Анализ приведенных норм показывает, что при обращении в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов заявитель обязан обосновать и документально подтвердить свои расходы, положенные в основу заявленной величины тарифа.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
ООО "РК ЭнергоПромИнвест" за период 2010-2013 годы не представило никаких обосновывающих материалов по данной статье, кроме перечня необходимых материалов без предоставления плана ремонтных работ, договоров, смет и т.п.
Департамент применил индекс в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 2013 год.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 2013 год индекс потребительских цен на 2013 год составит 104,9
На основании Приказа ФСТ России от 09.10.2012 г. № 231-э/4 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год", максимальная величина роста тарифов с 01.01.2013 года по 30.06.2013 года в % по Костромской области составляет 100%, поэтому в тарифах на тепловую энергию, утвержденных с 01.01.2013 по 30.06.2013 года все расходы организаций приняты на уровне 2012 года.
С 01.07.2013 года затраты на ремонт проиндексированы на индекс потребительских цен 104,9% в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 2013 год.
При этом, довод заявителя об определении затрат по статье "Ремонт и техническое обслуживание" за три предыдущих года через средний показатель не обоснован нормами действующего законодательства, иных нормативных правовых актах, что подтверждается и тем, что в своих доводах в одних случаях им применяется показатель 2010-2012 годов, в других 2009-2011 годов.
Расходы на ремонт состоят из многочисленных факторов, которые могут существенно отличаться в различные годы, поэтому к данной статье подход использования фактических показателей за три предыдущих года не применим.
Заявитель не согласен с регулирующим органом и считает обоснованным включение в тариф на 2013 г. величины прибыли в размере 9909 тыс. руб., которая необходима для окончательного погашения займа в размере 4086 тыс. руб., формирования резерва по сомнительным долгам в размере 1723,8 тыс. руб., выполнения обязательств по налогу на прибыль (1754,5 тыс. руб.) и налогу на имущество (1012,71 тыс. руб.), поощрение персонала - 150 тыс. руб., а также выплату дивидендов собственникам предприятия в размере 1054,5 тыс. руб.
В обоснование своей позиции он указывает, что в соответствии с Соглашением от 26.03.2010 г. были внесены изменения относительно срока окупаемости рассматриваемого инвестиционного проекта. Изначально инвестиционный проект планировалось осуществить в течение 2007-2011 гг. с поэтапным погашением суммы займа (2008 г. - 9000 тыс. руб., 2009 г. - 12000 тыс. руб., 2010 г. - 19000 тыс. руб., 2011 г. - 22000 тыс. руб. (приложение № 1 к договору Займа с залоговым обеспечением от 2 мая 2007 года № 1204/07-001).
Новый период окупаемости установлен с 01.04.2007 г. по 31.12.2013 г., то есть период окупаемости инвестиционного проекта данным соглашением был продлен на три года. Соответственно, был согласован новый график погашения суммы займа (2008 г. - 7100 тыс. руб., 2009 г. - 10905 тыс. руб., 2010 г. - 13150 тыс. руб., 2011 г. - 13850 тыс. руб., 2012 г. - 12000 тыс. руб., 2013 г. - 8495 тыс. руб. (Соглашение от 30 декабря 2009 г. о внесении изменений в Договор процентного займа с залоговым обеспечением от 2 мая 2007 года № 1204/07-001).
Данное обстоятельство непосредственно повлияло на величину тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "РК ЭнергоПромИнвест" в 2010-2012 годах в сторону их уменьшения.
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ, где указаны объемы инвестиций, сроки их освоения, источники финансирования, а также условия их возврата.
В соответствии с Соглашениями по реализации инвестиционного проекта "Строительство газовых котельных п.г.т. Чистые Боры Буйского района Костромской области" на основании соглашения между администрацией Костромской области, администрацией муниципального образования Буйский муниципальный район и ООО "РК ЭнергоПромИнвест" от марта 2010 года (без числа) и от 20.03.2010 г. расходы на реализацию проекта составляют 65 млн. руб.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом акцизов и без включения в них налога.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов по регулируемым видам деятельности.
ООО "РК ЭнергоПромИнвест" находится на общей системе налогообложения и является плательщиком НДС, в связи с чем утвержденные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "РК ЭнергоПромИнвест" облагаются налогом на добавленную стоимость и оплачиваются потребителем с учетом НДС.
С целью недопущения включения в необходимую валовую выручку одних и тех же затрат Департаментом было учтено возмещение организации НДС при реализации инвестиционного проекта в сумме 7,938 млн. рублей, так как данные затраты непосредственно относятся к строительству блочно-модульных котельных, а значит к инвестиционной программе.
Реализация инвестиционного проекта в сумме 65 млн. рублей включает в себя все затраты на строительство двух блочно-модульных котельных в городском поселении поселок Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области, в том числе и НДС.
В январе 2013 года в ФСТ России были рассмотрены разногласия в области регулирования тарифов на тепловую энергию на 2013 год между Департаментом и ООО "РК ЭнергоПромИнвест", в состав которых входил вопрос о реализации инвестиционного проекта "Строительство двух блочно-модульных котельных в г.п.п. Чистые Боры Буйского района Костромской области", в том числе в части учета в составе тарифов на тепловую энергию возмещения НДС при строительстве блочно-модульных котельных.
15 февраля 2013 года в ФСТ России состоялось согласительное совещание по рассмотрению разногласий в области регулирования тарифов на тепловую энергию на 2013 год между ООО "РК ЭнергоПромИнвест" и Департаментом.
По результатам совещания 19 марта 2013 года Правлением ФСТ России было вынесено решение о дополнительном учете затрат в тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО "РК ЭнергоПромИнвест" на 2013 год в размере 69,44 тыс. руб., в остальной части отказано.
Правоотношения по реализации инвестиционной программы не совпадают в полном объеме с правоотношениями по установлению тарифа.
ООО "РК ЭнергоПромИнвест" регулируемую деятельность по производству тепловой энергии осуществляет с 2008 года, а реализацию инвестиционной программы с 2007 года.
Всего за 2008-2013 годы Департаментом учтено при установлении тарифов на тепловую энергию на реализацию инвестиционной программы 92,751 млн. рублей без НДС.
Так, Департаментом включены в тарифы на тепловую энергию все затраты в соответствии с действующим законодательством ООО "РК ЭнергоПромИнвест" на реализацию инвестиционной программы, в том числе погашение займа в сумме 57,0 млн. руб. без НДС, уплата процентов по займу 25,336 млн. руб., налога на прибыль в размере 10,415 млн. руб.
Согласно абз. 2 пункта 32 Основ ценообразования средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата.
В соответствии с указанным пунктом при регулировании Департаментом в необходимую валовую выручку на производство тепловой энергии за истекший период были включены средства на амортизацию производственного оборудования (двух блочно-модульных газовых котельных) в размере 11,633 млн. руб., как дополнительного источника возмещения стоимости основных средств.
Таким образом, со стороны Департамента нарушений действующего законодательства в области тарифного регулирования судом не установлено.
Заявитель считает, что Департаментом при тарифном регулировании на 2013 год неправомерно не включена в валовую выручку сумма резерва по сомнительным долгам в размере 1723,8 тыс. руб.
Порядок принятия решений регулирующим органом установлен Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила № 109).
Пунктом 6 Правил № 109 установлено, что тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
В соответствии с пунктом 8 Правил № 109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (пункт 10 Правил № 109).
Пунктами 10, 11 Правил № 109 установлен перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган.
В соответствии с пунктом 16 названных Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней и назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.
Согласно пункту 18 Правил № 109 решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее, чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Из дополнительно представленных Департаментом в материалы дела документов усматривается, что заявление от ООО "РК ЭнергоПромИнвест" об установлении тарифов на 2013 год в департамент представлено 28 апреля 2012 года (вх. № О-1767) с материалами, которые находятся в тарифном деле. В представленных материалах отсутствуют предложения о включении в тарифы расходов на создание резерва по сомнительным долгам.
Приказом Департамента от 10.05.2012 г. № 158 "Об открытии дела и назначении уполномоченного" установлен срок проведения экспертизы предложений ООО "РК ЭнергоПромИнвест" об установлении тарифов на тепловую энергию с 1 октября по 1 ноября 2012 года. Копия приказа направлялась заявителю.
До начала проведения экспертизы все необходимые документы, подтверждающие затраты по регулируемому виду деятельности должны быть представлены в департамент для их анализа и оценки. Экспертиза проводится до заседания правления.
Проведение заседания правления по вопросу рассмотрения тарифов на тепловую энергию на 2013 год, отпускаемую ООО "РК ЭнергоПромИнвест" назначалось на 16 ноября 2012 года. По ходатайству ООО "РК ЭнергоПромИнвест" заседание правления было перенесено на 21 ноября 2012 года.
Заседание правления департамента состоялось 21 ноября 2012 года.
Приказ № 90 "О создании резервного фонда по сомнительным долгам на 2013 год" датирован 28 ноября 2012 года, то есть через 7 дней после заседания правления, а представлен в департамент 12 декабря 2012 года. Учитывая это, оснований для включения в тарифы данных резервного фонда по сомнительным долгам на момент принятия решения у департамента не было.
В протоколе заседания правления от 21.11.2012 г. отражены возражения ООО "РК ЭнергоПромИнвест", среди которых вопрос о резерве по сомнительным долгам в размере 1723,8 тыс. руб., не заявлялся.
Департамент в свою очередь рекомендовал ООО "РК ЭнергоПромИнвест" утвердить в департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области нормативы удельных расходов топлива на производство тепловой энергии и нормативы запаса резервного топлива, о чем сделана запись в протоколе.
В связи с этим на правлении было принято решение об отложении рассмотрения тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "РК ЭнергоПромИнвест" на 2013 год на более позднюю дату, о чем сделана запись в протоколе.
Обществом рекомендации Департамента не выполнены.
За период с 22 ноября до 12 декабря 2012 года в департамент каких-либо документов от общества не поступало.
Следующее заседание правления состоялось 12 декабря 2012 года. На заседании правления обществом вопрос о сомнительных долгах также не озвучивался, что подтверждается выпиской из протокола от 12.12.2012 г.
В связи с тем, что приказ о создании резерва по сомнительным долгам представлен в департамент после окончания заседания правления 12 декабря 2012 года (сопроводительное письмо от 12.12.2012 исх. № 224, вх. № 0-3752), он не мог быть предметом рассмотрения на заседании правления.
Среди представленных 12 декабря 2012 года документов находится расчет дебиторской задолженности для формирования резерва по сомнительным долгам на 01.01.2013 года, рассчитанный 01.11.2012 года, в котором указана ожидаемая просроченная дебиторская задолженность, а не возникшая задолженность. Из данного расчета усматривается, что на момент его составления срок оплаты по договору наступил только по одной позиции из представленных шести.
Согласно частей 1 и 4 статьи 266 Налогового кодекса РФ сомнительным долгом признается любая задолженность, если она не погашена в сроки, установленные договором, сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
В свою очередь, Обществом в департамент не представлены документы, подтверждающие возникшую дебиторскую задолженность, а именно счета-фактуры, согласно которым начинаются сроки оплаты, акты сверки с потребителями услуг о создавшейся задолженности, акт инвентаризации дебиторской задолженности.
Кроме того, из Приказа ФСТ России от 19.03.2013 г. № 50-э/2 (т. 3 л.д. 51-67), пояснительной записке к Письму ФСТ России от 28.03.2014 № ШС-3502/13 (т. 4 л.д. 69-78) по статье "Создание резервного фонда по сомнительным долгам" - в связи с непредоставлением в установленные сроки тарифного регулирования на 2013 год обосновывающих материалов по сомнительным долгам, в удовлетворении требований по данной статье ФСТ России было отказано.
Таким образом, требования заявителя в этой части подлежат отклонению судом.
По позиции заявителя по статье "выплата дивидендов" суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования, расчетная величина дивидендов, учитываемая на расчетный период регулирования в составе необходимой валовой выручки, определяется исходя из сумм фактически выплаченных дивидендов за последние три года. Фактически за последние три года дивиденды ООО "РК ЭнергоПромИнвест" не выплачивались, в связи с чем Обществу было отказано во включении данных расходов в размере 1054,5 тыс. руб. в необходимую валовую выручку на производство тепловой энергии на 2013 год.
При рассмотрении разногласий в ФСТ России данного вопроса, ООО "РК ЭнергоПромИнвест" также было отказано о включении указанных средств в необходимую валовую выручку предприятия на 2013 год.
Суд полагает, что обжалуемое постановление Департамента принято в соответствии с действующим законодательством, а также обеспечивает баланс экономических интересов поставщика и доступность тепловой энергии для потребителя.
При указанных обстоятельствах суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" - отказать.
Постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 12 декабря 2012 года № 12/420 "О тарифах на тепловую энергию (в редакции постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 3 апреля 2013 года № 13/51 "О внесении изменений в постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 12.12.2012 г. № 12/420"), отпускаемую ООО "Региональная Компания ЭнергоПромИнвест" г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области на 2013 год" признать соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О теплоснабжении", "Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 и Приказу ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 (ред. от 26.12.2011) "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании и приобщена к делу.
Председательствующий судья
А.В.СИЗОВ
Судья
А.В.ЗИНОВЬЕВ
Судья
Л.А.МАКСИМЕНКО
------------------------------------------------------------------