По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Постановление Администрации Судиславского муниципального района Костромской области от 21.11.2014 N 168 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие агропромышленного комплекса Судиславского муниципального района Костромской области на 2014-2020 годы"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ СУДИСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2014 г. № 168
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СУДИСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ"
В целях реализации мероприятий "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, Государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 29 ноября 2012 г. № 508-а, и постановления администрации Судиславского муниципального района от 30.12.2013 № 194 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности муниципальных программ Судиславского муниципального района" Администрация Судиславского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие агропромышленного комплекса Судиславского муниципального района Костромской области на 2014-2020 годы" (далее - Программа).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Судиславского муниципального района Авдеева Алексея Владимировича.
3. Признать утратившим силу постановление администрации Судиславского муниципального района от 12.12.2012 № 214 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие агропромышленного комплекса Судиславского муниципального района Костромской области на 2013-2020 годы".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Судиславского
муниципального района
Костромской области
Т.В.ТЕЛЕЖКИНА
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Судиславского
муниципального района
Костромской области
от 21.11.2014 № 168
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА СУДИСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ на 2014-2020 годы"
Ответственный исполнитель программы - Отдел сельского хозяйства администрации Судиславского муниципального района.
Глава 1. ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СУДИСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ"
Наименование муниципальной Программы
Развитие агропромышленного комплекса Судиславского муниципального района Костромской области на 2014-2020 годы
Ответственный исполнитель Программы
Отдел сельского хозяйства администрации Судиславского муниципального района
Соисполнители Программы
Сельскохозяйственные предприятия района
Цели муниципальной Программы
Повышение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса; дальнейшее повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов
Задачи муниципальной Программы
1. Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции.
2. Развитие племенного животноводства, элитного семеноводства, материально-технического переоснащения.
3. Обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией.
4. Поддержка малых форм хозяйствования.
5. Повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития.
6. Повышение качества жизни сельского населения.
7. Создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.
8. Повышение плодородия почв до оптимального уровня
Целевые индикаторы и показатели муниципальной Программы
Приведены в таблице 1 Программы
Этапы и сроки реализации муниципальной Программы
2014-2020 годы
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной Программы
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию муниципальной Программы, составляет 123 310 тыс. руб., в том числе внебюджетные средства - 123 310 т. р.:
2014 год - 34 383 тыс. руб.;
2015 год - 11 650 тыс. руб.;
2016 год - 11 000 тыс. руб.
2017 год - 12 000 тыс. руб.
2018 год - 10 950 тыс. руб.
2019 год - 11 300 тыс. руб.
2020 год - 11 950 тыс. руб.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной Программы
За период реализации Программы (2014-2020 годы) планируется достичь следующих результатов:
индекс производства продукции сельского хозяйства в 2020 году к 2013 году - 110,1 процента, в том числе продукции растениеводства - 114,9 процента, продукции животноводства - 107,7 процента;
уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 году - не менее 14 процентов (с учетом субсидий);
уровень заработной платы в сельскохозяйственных организациях к 2020 году - до 15 500 рублей в месяц.
Маточное поголовье крупного рогатого скота к 2020 году вырастет на 2 процента и составит 1680 голов.
Производство молока к 2020 году - до 7000 тонн, или на 2,3 процента, производства крупного рогатого скота на убой (в живом весе) к 2020 году составит 450 тонн. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота на основе улучшения породного состава.
Валовой сбор зерна вырастет к 2020 году до 4650 тонн
Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ
РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, Районной программы "Развитие АПК Судиславского района на 2008-2012 годы" был обеспечен рост продукции сельского хозяйства.
Вместе с тем последствия мирового финансового и экономического кризиса, а также засуха 2010 года, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства.
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:
технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;
медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, а также сокращение сельской поселенческой сети.
В настоящее время в отрасли сельского хозяйства на территории района зарегистрировано:
- 8 сельскохозяйственных предприятий (2 ЗАО, 3 СПК, 1 ООО, 1 СПССК, 1 ОООКХ);
- 5 крестьянско-фермерских хозяйств;
- 3790 личных подсобных хозяйств.
Анализируя сложившуюся экономическую ситуацию на селе, необходимо отметить, что финансовое состояние большинства предприятий остается сложным. По итогам 2013 года из 7 сельскохозяйственных предприятий - 5 прибыльных и 2 убыточных.
Техническая оснащенность хозяйств остается еще слабой, хотя в целом за последние два года наметился рост вложения финансовых средств в приобретение сельскохозяйственной техники. Так за 2011 год приобретено новой сельскохозяйственной техники 6 единиц на сумму 1 609 тыс. руб., в 2012 году - приобретено 15 единиц новой техники на сумму 18 924 тыс. руб., в 2013 году - 15 единиц техники и технологическое оборудование для переработки молока (ЗАО Судиславль) на общую сумму 16 133 тыс. руб.
Ведущие отрасли сельского хозяйства района - растениеводство, молочно-мясное животноводство и звероводство.
За период реализации Программы "Развитие агропромышленного комплекса Судиславского муниципального района на 2008-2012 годы" были получены следующие результаты деятельности предприятий АПК муниципального района:
- общая посевная площадь сократилась в 2012 году к 2008 году на 2134 га или на 15,8 процента, в том числе по зерновым культурам сокращение на 1542 га или на 33,5 процента, кормовые культуры - на 577 га или на 6,5 процента. Несмотря на сокращение посевных площадей, валовое производство зерна в 2011 году по отношению к 2008 году возросло на 539 тонн или на 10 процентов. Урожайность зерновых культур в 2011 году составила 18,1 ц/га, что на 4,1 ц/га или 29,3 процента больше к уровню 2008 года (2008 год - 14 ц/га). Увеличились объемы заготовки кормов: в среднем на одну условную голову скота в 2011 году было заготовлено 29,1 ц к. ед., что на 14,1 ц к. ед. или на 94 процента больше, чем в 2008 году;
- общее поголовье крупного рогатого скота на 01.07.2012 по сравнению с 2008 годом сократилось на 654 головы или на 14,7 процента, поголовье коров также сократилось на 405 голов или на 19,4 процента. Сокращение поголовья отразилось на снижении валового надоя молока: за 2011 год валовой надой молока составил 7011,8 тонн, что на 613 тонн или 8,7 процента меньше, чем в 2008 году. Наращивание кормовой базы, повышение сбалансированности и питательной ценности кормов дало хозяйствам района возможность получать больший надой на 1 корову. Надой на 1 корову в 2011 году составил 4055 кг, что в сравнении с уровнем 2008 года выше на 572 кг или на 16,4 процента. Снизилось производство мяса на 30,4 процента и составило 385,4 т. Цена реализации 1 кг молока в 2011 году составила 14,01 рублей (рост к уровню 2008 года на 35 процентов), себестоимость 1 кг молока в 2011 году составила 13,32 руб. (рост к уровню 2008 года на 32 процента). От продажи мяса сельхозпредприятия района получают убыток - в 2011 году средняя цена реализации 1 кг мяса составила 67,75 руб., себестоимость 1 кг мяса - 88,86 руб.
Среднемесячная заработная плата одного работника, занятого в сельхозпредприятии, по сравнению с другими отраслями экономики остается крайне низкой. В 2011 году уровень среднемесячной заработной платы составил 9337 рублей, рост к уровню 2008 года всего лишь на 23 процента, при этом сократилась среднегодовая численность работников до 653 чел., снижение к уровню 2008 года на 29 процентов (2008 год - 918 чел). По итогам 2013 года среднемесячная заработная плата составила 13136 рублей, среднегодовая численность работающих 567 человек.
Выручка от продаж в 2011 году - 266,7 млн. руб., рост к 2008 году - 20 процентов, в 2013 году выручка от продаж составила 312 млн. руб.
За 2008-2012 годы в хозяйствах района прослеживается резкая тенденция снижения государственной поддержки сельхозпредприятий: в 2008 году получено средств из областного и федерального бюджетов в сумме 25,1 млн. руб., в 2011 году уже только 12,5 млн. руб., в 2012 году - 8,8 млн. руб. В 2013 году господдержка значительно возросла - 24,1 млн. руб.
Динамика развития агропромышленного комплекса до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы, по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, - сохранится сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:
увеличение инвестиций на повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
наращивание производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
ускорение обновления технической базы агропромышленного производства.
Прогноз реализации Программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов).
В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, улучшение плодородия почвы за счет внесения больших объемов органических удобрений, покупки и внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. В отношении отдельных культур необходимо существенное расширение посевных площадей.
В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов.
Глава 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ),
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Целями Программы являются:
повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
устойчивое развитие сельских территорий;
воспроизводство и повышение эффективности использования земельных и других ресурсов.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;
поддержка малых форм хозяйствования;
повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
повышение качества жизни сельского населения;
стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.
В части основных показателей Районной программы прогнозируются:
индекс производства продукции сельского хозяйства в 2020 году к 2013 году - 110,1 процентов, в том числе продукции растениеводства - 114,9 процента, продукции животноводства - 107,7 процента;
уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 году - не менее 14 процентов (с учетом субсидий);
уровень заработной платы в сельскохозяйственных организациях к 2020 году - до 15500 рублей в месяц.
Срок реализации Программы 2014-2020 годы.
Глава 4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Основные мероприятия Программы предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижения целей Программы, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации, устойчивое развитие сельских территорий. Основные мероприятия Программы направлены на:
- развитие отрасли растениеводства;
- развитие животноводства;
- поддержку малых форм хозяйствования;
- техническую и технологическую модернизацию, инновационное развитие.
Раздел 4.1. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Развитие отраслей растениеводства всецело зависит от уровня плодородия почв. Преобладающая часть земель сельскохозяйственного назначения района имеет низкое естественное плодородие, которые представлены в основном среднесуглинистыми почвами, требующими известкования и фосфоритования.
В последние годы произошел резкий спад объемов работ по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия из-за трудного экономического положения сельскохозяйственных предприятий. По ряду экономических причин за последние годы сельскохозяйственные предприятия района завозят недостаточное количество семенного материала высших репродукций, что привело к увеличению в посевах сельскохозяйственных культур площадей массовых репродукций. Из-за резкого ухудшения финансового и материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства негативные изменения произошли и в структуре посевных площадей.
Посевная площадь в 2013 году по району составила - 11 526 га, в том числе под зерновыми - 3 212 га, под кормовыми культурами - 8 223 га. В структуре посевных площадей под зерновыми преобладают яровые зерновые.
Приоритетами в сфере реализации Программы являются:
оптимизация структуры посевных площадей в соответствии с зональными системами земледелия и повышение урожайности сельскохозяйственных культур;
комплексная модернизация материально-технической базы производства продукции растениеводства и переработки продукции растениеводства;
повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства.
Целями мероприятий по развитию отрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства являются:
обеспечение выполнения показателей в сфере растениеводства;
повышение конкурентоспособности продукции растениеводства, сырья и продовольствия на рынках.
Для достижения указанных целей необходимо решить задачи по увеличению объемов производства и переработки основных видов продукции растениеводства.
Основным целевым показателем (индикатором) программы является производство зерновых культур.
Для достижения целей и решения задач программы необходимо реализовать ряд основных мероприятий:
- развитие элитного семеноводства;
- повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
- управление рисками в отрасли растениеводства.
Реализация основного мероприятия по развитию элитного семеноводства направлена на развитие отечественного элитного семеноводства, которое позволит обеспечить качественными семенами основных сельскохозяйственных культур. В рамках осуществления этого основного мероприятия предусматривается обеспечение доступности приобретения элитных семян. Широкое применение семян высоких репродукций позволит поднять урожайность и увеличить валовое производство.
Реализация основного мероприятия по повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения направлена на сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукцией на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих мероприятий, включающих в себя:
- известкование и фосфоритование кислых почв;
- внесение минеральных и органических удобрений;
- химическая защита растений;
- организация долголетних культурных пастбищ.
Реализация основного мероприятия по управлению рисками в отраслях растениеводства направлена на снижение возможности потери доходов при производстве продукции растениеводства в случае воздействия опасных для производства продукции растениеводства природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, природный пожар).
В рамках осуществления этого мероприятия предусматривается:
увеличение доли застрахованных посевных площадей в общей посевной площади;
снижение финансовой нагрузки на сельскохозяйственного товаропроизводителя при осуществлении сельскохозяйственного страхования;
снижение уровня отказов от выплат по наступившим страховым событиям.
Реализация мероприятий программы позволит получить в 2020 году зерна в количестве - 4650 тонн.
Раздел 4.2. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОВОДСТВА
Программа охватывает мясной и молочный комплексы, включающие в себя отрасли по производству мяса и молока всех видов, их первичной и последующей переработке, регулированию мясного и молочного рынков.
Молочный и мясной комплексы являются одними из основных жизнеобеспечивающих секторов аграрного производства Судиславского муниципального района. Особенностью рынка говядины является то, что мясо КРС фактически является вторичным продуктом молочного животноводства. Основным источником сырья для производства говядины Судиславского муниципального района являются выбракованные коровы и откормочный контингент молочного стада. Вместе с тем развивается и специализированное мясное скотоводство - поголовье крупного рогатого скота мясного направления в ООО КХ "Родники" на 01.01.2014 составило 179 голов. Производство скота на убой в живом весе в 2013 году в целом по району составило 345,5 тонн.
Молочное скотоводство района является ведущей и наиболее сложной отраслью животноводства. В 2013 году объем производства молока в районе составил 6839,5 тонны, 97,2% к уровню прошлого года (7034,9 тонн), при надое на 1 корову 4118 кг. Наивысшая продуктивность молочного стада получена в СПК "Расловское" - 5426 кг.
В районе ведется работа, направленная на увеличение продуктивности скота за счет селекции местного поголовья в сочетании с полноценным кормлением. Кроме того, с 2014 года СПК "Расловское" получен статус племенного репродуктора по разведению скота молочного направления черно-пестрой породы.
Программой предусматривается наращивание объемов производства животноводческой продукции, роста продуктивности животных при сохранении и увеличении поголовья всех видов животных. Для дальнейшего наращивания объемов производства и повышения конкурентоспособности молочной продукции необходимо вести работу по таким стратегическим направлениям, как развитие инфраструктуры, переработки, кооперации и выстраивание эффективного взаимодействия между производителями, в том числе между малыми формами и переработчиками молока. Для финансового оздоровления предприятий необходимо увеличить производство молока, наращивать поголовье КРС, улучшать маточное стадо путем приобретения племенных телок и бычков, проводить селекционную работу, направленную на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.
Целями мероприятий по развитию животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции являются:
создание условий для комплексного развития и повышения эффективности производства, конкурентоспособности животноводческой продукции и продуктов ее переработки.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
увеличение объемов производства продукции мясного и молочного животноводства;
предупреждение возникновения и распространения заразных болезней животных.
Целевым показателем (индикатором) Программы является производство молока и производство скота на убой.
Для достижения целей и решения задач подпрограммы необходимо реализовать ряд основных мероприятий:
- племенное животноводство;
- развитие молочного животноводства;
- развитие мясного животноводства;
- управление рисками в отрасли животноводства.
Реализация основного мероприятия по племенному животноводству направлена на формирование племенной базы, удовлетворяющей потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале).
В рамках осуществления этого основного мероприятия предусматривается:
увеличение производства высококачественной племенной продукции (материала) и ее реализация на внутреннем рынке;
стимулирование селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.
Реализация основного мероприятия по развитию молочного животноводства направлена на повышение производства продукции и инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, выравнивания сезонности производства молока, рост поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, создание условий для воспроизводства в скотоводстве, стимулирование повышение товарности молока во всех формах хозяйствования.
В рамках осуществления этого основного мероприятия предусматривается:
покупка племенных телок и нетелей для комплектования товарных стад;
создание прочной кормовой базы за счет совершенствования кормовых севооборотов, посева высокобелковых культур, освоения прогрессивных приемов заготовки кормов;
приобретения оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства;
строительство, реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм и комплексов по производству молока на базе современных технологических решений.
Реализация основного мероприятия по развитию мясного животноводства направлена на увеличение производства мяса, удовлетворяющей потребность населения качественной продукцией.
В рамках осуществления этого основного мероприятия предусматривается:
увеличение среднесуточных привесов;
приобретение племенных быков-производителей;
создание специализированных откормочных групп;
обязательный откорм выбракованного поголовья дойных коров перед реализацией;
содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах и личных подсобных хозяйствах по системе "корова-теленок";
приобретение семени высокопродуктивных быков-производителей;
укрепление кормовой базы, сбалансированное кормление скота с применением высокобелковых и минерально-витаминных кормов.
Реализация основного мероприятия по управлению рисками в отраслях животноводства направлена на снижение возможности потери доходов при производстве продукции животноводства в случае заразных болезней животных, массовых отравлений, стихийных бедствий (удар молнии, землетрясение, пыльная буря, ураганный ветер, сильная метель, буран, наводнение, обвал, лавина, сель, оползень), нарушения снабжения электрической и тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий, если условия содержания сельскохозяйственных животных предусматривают обязательное использование электрической и тепловой энергии, воды, а также в случае пожара.
В рамках осуществления этого основного мероприятия предусматривается:
увеличение доли застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в общем поголовье сельскохозяйственных животных;
снижение финансовой нагрузки на сельскохозяйственного товаропроизводителя при осуществлении сельскохозяйственного страхования;
снижение уровня отказов от выплат по наступившим страховым событиям;
повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить:
производство скота на убой - до 450 тонн;
увеличение производства молока - до 7000 тонн.
Раздел 4.3. ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Программа направлена на поддержание и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в сельской местности, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, малые сельскохозяйственные организации (с численностью работающих до 100 человек).
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством. На 01.01.2014 в Судиславском районе действовали 11 индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, из которых 10 - это главы КФХ.
Учитывая серьезный вклад в экономику отрасли, развитие малых форм хозяйствования в сельской местности является важнейшим условием обеспечения устойчивости развития сельских территорий.
Целями Программы является поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности;
повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
повышение уровня доходов сельского населения.
В рамках основного мероприятия по поддержке начинающих фермеров осуществляется предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, создание и развитие семейных животноводческих ферм, оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках основных мероприятий федеральной программы "Поддержка начинающих фермеров" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств" в 2014-2020 годах. Реализация этого основного мероприятия направлена на создание и развитие производственной базы вновь создаваемых и уже работающих крестьянских (фермерских) хозяйств.
Основным показателем реализации подпрограммы будет являться:
количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств.
Раздел 4.4. ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
Аграрный сектор экономики России оказался перед системным вызовом, предопределяющим необходимость обновления научно-информационной, технической и технологической базы агропромышленного комплекса на качественно новой основе, перехода к инновационному типу развития.
Включает следующие основные мероприятия:
обновление парка сельскохозяйственной техники.
Индикаторами реализации являются:
объемы приобретения сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным товаропроизводителям (тракторы, зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны).
Целью осуществления основного мероприятия по обновлению парка сельскохозяйственной техники является обновление парка сельскохозяйственной техники, используемой в сельском хозяйстве.
Решение задач ускорения технической и технологической модернизации, а также перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на агропромышленный комплекс ряда внешних и внутренних рисков и вызовов.
Основными рисками в части инновационного развития агропромышленного комплекса являются:
рост цен на энергоресурсы и материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности у значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;
слабая материально-техническая база и низкие темпы обновления основных производственных фондов, что отрицательно сказывается на своевременном выполнении основных технологических процессов в сельском хозяйстве;
недостаточное информационное обеспечение в части использования современной высокопроизводительной техники и технологий сельского хозяйства и сельских территорий;
снижение темпов инновационного развития агропромышленного комплекса.
Глава 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение реализации Программы приведено в приложении № 3.
Объем финансирования Программы может ежегодно уточняться при принятии бюджета на соответствующий финансовый год.
Глава 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Заказчиком Программы является администрация Судиславского муниципального района.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет ответственный исполнитель Программы - отдел сельского хозяйства администрации Судиславского муниципального района.
Ответственный исполнитель Программы:
1) осуществляет текущее управление и координацию деятельности соисполнителей, обеспечивая их согласованные действия по реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию финансовых средств;
2) осуществляет контроль за исполнением мероприятий Программы, организует ведение отчетности по Программе и обеспечивает ее предоставление соответствующим отделам администрации Судиславского муниципального района;
3) обеспечивает подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий Программы на очередной финансовый год;
4) осуществляет мониторинг результатов реализации Программы;
5) обеспечивает подготовку проектов постановлений администрации Судиславского муниципального района о внесении изменений в Программу;
6) проводит оценку эффективности реализации Программы.
Механизм реализации Программы представляет собой взаимосвязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, средств, обеспечивающих решение поставленных задач, к которым относится:
а) правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
б) финансовое обеспечение реализации Программы;
в) организационное обеспечение реализации Программы.
Глава 7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы.
К общим показателям (индикаторам) реализации указанной Программы относятся:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);
рентабельность сельскохозяйственных организаций;
среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства).
Прогнозные значения показателей (индикаторов) реализации Программы "Развитие агропромышленного комплекса Судиславского муниципального района Костромской области на 2014-2020 годы" приведены в приложении № 1.
В результате реализации Программы будет обеспечено достижение установленных значений основных показателей.
Маточное поголовье крупного рогатого скота к 2020 году вырастет на 2 процента и составит 1680 голов.
Производство молока к 2020 году - до 7000 тонн, или на 2,3 процента, производство крупного рогатого скота на убой (в живом весе) к 2020 году составит 450 тонн. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота на основе улучшения породного состава.
Валовой сбор зерна вырастет к 2020 году до 4650 тонн против 3365,1 тонн в 2013 году.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится до 15,5 тыс. рублей.
Глава 8. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) и оценки уровня полноты использования запланированных на реализацию Программы средств. Эффективность реализации Программы определяется по каждому году ее реализации.
Обязательным условием оценки эффективности реализации Программы является выполнение запланированных показателей (индикаторов) Программы в установленные сроки.
Индексы валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике страны - на степень решения социальных проблем отрасли.
Стоимостные показатели рассчитываются в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.
Общая методика оценки эффективности Программы включает расчет степени достижения целевых показателей и расчет показателя полноты использования средств.
Расчет степени достижения целевых показателей Программы определяется как среднеарифметическая величина из показателей результативности по каждому целевому показателю:
где:
- степень достижения целевых показателей Программы (результативность);
- степень достижения i-го целевого показателя Программы;
n - количество показателей Программы.
Расчет результативности достижения i-го целевого показателя Программы (Ri) производится на основе сопоставления фактических величин с плановыми:
Расчет показателя полноты использования средств определяется соотношением исполнения расходов по Программе в отчетном году с плановыми:
Эффективность реализации Программы определяется на основе сопоставления степени достижения целевых показателей Программы (результативности) и полноты использования запланированных средств:
где:
k - поправочный коэффициент, учитывающий качество планирования и координации реализации Программы, рассчитываемый по формуле:
Значения k представлены в таблице № 1.
Таблица № 1
Значения поправочного коэффициента, учитывающего качество
планирования и координации реализации Программы
k
0,00 ... 0,10
1,25
0,11 ... 0,20
1,10
0,21 ... 0,25
1,00
0,26 ... 0,35
0,90
Свыше 0,35
0,75
59. По результатам итоговой оценки эффективности реализации Программы принимается следующее решение:
1) Программа высокоэффективная;
2) Программа эффективная;
3) Программа имеет удовлетворительную эффективность;
4) Программа неэффективная.
60. Вывод об эффективности (неэффективности) Программы определяется на основании следующих критериев:
Таблица № 2
Критерии эффективности (неэффективности) Программы
Вывод об эффективности (неэффективности) Программы
Значение критерия
Неэффективная
Менее 0,40
Уровень эффективности удовлетворительный
0,40 ... 0,79
Эффективная
0,80 ... 0,95
Высокоэффективная
Более 0,95
Приложение № 1
к Муниципальной программе
"Развитие агропромышленного
комплекса Судиславского
муниципального района
Костромской области
на 2014-2020 годы"
Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной
Программы "Развитие агропромышленного комплекса
Судиславского муниципального района Костромской
области на 2014-2020 годы" и их значениях
Показатель (индикатор) наименование
Единицы измерения
Значение показателей
2013 год отчетный
2014 год оценка
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Муниципальная программа "Развитие агропромышленного комплекса Судиславского муниципального района Костромской области на 2014-2020 годы"
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах)
процентов к предыдущему году
93,2
104,5
101,3
100,5
100,8
100,6
100,9
101,1
2. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах)
процентов к предыдущему году
93,6
109,8
101,3
100,5
100,7
100,4
100,7
101
3. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах)
процентов к предыдущему году
93,0
100,2
101,5
101,6
100,8
100,9
101,2
101,3
4. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий)
процентов
21,8
12,5
12,5
13
13
13,5
13,5
14
5. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве
рублей
13136
13500
13700
13800
14000
14600
15100
15500
Раздел 1. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
7. Производство продукции растениеводства:
Зерно (в весе после доработки)
тонн
3365,1
4318
4420
4422
4531
4534
4600
4650
8. Внесение минеральных удобрений
тонн действующего вещества
58
144
148
150
152
155
157
160
11. Вывозка и внесение органических удобрений
га
14870
15000
15100
15200
15300
15400
15500
15600
12. Запахивание соломы
га
860
1500
1600
1700
1800
1900
2000
2000
Раздел 2. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА
8. Производство скота и птицы на убой (в живом весе)
тонн
345,5
400
420
430
440
440
450
450
9. Производство молока
тонн
6839,5
6581
6700
6800
6850
6900
6950
7000
10. Маточное поголовье крупного рогатого скота молочного направления
голов
1647
1600
1600
1640
1660
1670
1675
1680
10. Маточное поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород
голов
98
100
102
105
108
110
113
115
Раздел 3. ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
11. Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки
единиц
2
-
1
1
1
1
1
1
12. Площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
гектаров
-
150
-
-
-
50
-
-
Приложение № 2
к Муниципальной программе
"Развитие агропромышленного
комплекса Судиславского
муниципального района
Костромской области
на 2014-2020 годы"
Перечень основных мероприятий муниципальной Программы
"Развитие агропромышленного комплекса Судиславского
муниципального района Костромской области
на 2014-2020 годы"
Номер и наименование основного мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок
Ожидаемый результат
Последствия нереализации районной целевой Программы, основного мероприятия
Связь с показателями районной Программы
начала реализации
окончания реализации
Раздел 1. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
1. "Развитие элитного семеноводства"
Сельскохозяйственные товаропроизводители Судиславского муниципального района
2014 год
2020 год
Развитие элитного семеноводства позволит обеспечить качественными семенами основных сельскохозяйственных культур не менее 75% потребности
Отсутствие условий своевременного проведения сортосмены и сортообновления приводит к снижению урожайности с/х культур
Увеличение объемов производства продукции растениеводства на основе роста урожайности сельскохозяйственных культур за счет доведения удельного веса семенных посевов в общей площади посевов до 20 процентов
2. "Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения"
Сельскохозяйственные товаропроизводители Судиславского муниципального района
2014 год
2020 год
Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения будет осуществляться при выполнении мероприятий, включающих: известкование и фосфоритование кислых почв; внесение минеральных удобрений; внесение органических удобрений; химическая защита растений; организация долголетних культурных пастбищ
Отсутствие мероприятий по повышению плодородия земель сельхозназначения приводит к снижению урожайности с/х культур
Производство продукции растениеводства: зерна и кормов
3. "Управление рисками в отрасли растениеводства"
Сельскохозяйственные товаропроизводители Судиславского муниципального района
2014 год
2020 год
Снижение возможности потери доходов при производстве продукции растениеводства в случаях утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур
неравномерность сельскохозяйственного производства, возможность массового разорения сельскохозяйственных товаропроизводителей при неблагоприятных погодных условиях
Производство продукции растениеводства: зерна
Раздел 2. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА
1. "Племенное животноводство"
Сельскохозяйственные товаропроизводители Судиславского муниципального района
2014 год
2020 год
Породное обновление животных позволит повысить их продуктивность
Низкая доля племенных животных сдерживает породное обновление стада
Повышение доли племенных животных в структуре стада
2. "Развитие молочного животноводства"
Сельскохозяйственные товаропроизводители Судиславского муниципального района
2014 год
2020 год
Наращивание производства молока будет роста продуктивности коров молочного направления, за счет породного обновления, укрепления кормовой базы, перехода к новым технологиям содержания и кормления животных
Снижение объемов производства молока приведет к снижению производства и потребления молока и молочных продуктов
Увеличение производства молока до 7000 тонн
3. "Развитие мясного скотоводства"
Сельскохозяйственные товаропроизводители Судиславского муниципального района
2014 год
2020 год
Развитие базы мясного скотоводства
Отсутствие прямых мер поддержки развития мясного скотоводства влияет на дальнейшее снижение поголовья крупного рогатого скота мясных пород
Прирост поголовья животных крупного рогатого скота мясных пород, увеличение производства высококачественной говядины
4. "Управление рисками в отрасли животноводства"
Сельскохозяйственные товаропроизводители Судиславского муниципального района
2014 год
2020 год
Снижение возможности потери доходов при производстве продукции животноводства в случаях гибели сельскохозяйственных животных
Возможность массового банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей при чрезвычайных ситуациях, повлекших массовый падеж скота
Производства молока и скота на убой
Раздел 3. ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1. "Поддержка начинающих фермеров"
Крестьянские (фермерские) хозяйства, начинающие фермеры Судиславского муниципального района, отдел сельского хозяйства Судиславского района
2014 год
2020 год
Рост числа начинающих фермеров
Миграция сельского населения в города
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты по созданию и развитию своих хозяйств с помощью господдержки
2. "Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ"
Крестьянские (фермерские) хозяйства, начинающие фермеры Судиславского муниципального района, отдел сельского хозяйства Судиславского района
2014 год
2020 год
Рост числа начинающих фермеров
Миграция сельского населения в города
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты по созданию и развитию своих хозяйств с помощью господдержки
3. "Оформление земельных участков в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам"
Крестьянские (фермерские) хозяйства, начинающие фермеры Судиславского муниципального района, отдел сельского хозяйства Судиславского района
2014 год
2020 год
Расширение доступа малых форм хозяйствования к земле
Высокие издержки оформления земельных участков в собственность
Площадь сельскохозяйственных земель, оформленных в собственность, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами 200 гектаров
Раздел 4. ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
1. "Обновление парка сельскохозяйственной техники"
Сельскохозяйственные товаропроизводители Судиславского муниципального района
2014 год
2020 год
Обновление парка сельскохозяйственной техники будет способствовать обновлению научно-информационной, технической и технологической базы агропромышленного комплекса на качественно новой основе, перехода к инновационному типу развития
Спад производства из-за нарушения технологии, связанного с недостатком оборотных средств, отсутствия возможностей расширенного воспроизводства, модернизации основных фондов в отрасли
Производство продукции растениеводства: зерна и кормов, молока и скота на убой
Приложение № 3
к Муниципальной программе
"Развитие агропромышленного
комплекса Судиславского
муниципального района
Костромской области
на 2014-2020 годы"
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка
расходов бюджетов и внебюджетных источников на реализацию
основных мероприятий муниципальной Программы "Развитие
агропромышленного комплекса Судиславского муниципального
района Костромской области на 2014-2020 годы"
(тыс. руб.)
Статус
Наименование муниципальной Программы, мероприятия муниципальной Программы
Ответственный исполнитель
Оценка расходов по годам реализации, годы
Всего по муниципальной Программе
2013 год отчетный
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Муниципальная программа
Развитие агропромышленного комплекс Судиславского муниципального района Костромской области на 2014-2020 годы"
Всего
123310
20077
34383
11650
11000
12000
10950
11300
11950
Внебюджетные источники
123310
20077
34383
11650
11000
12000
10950
11300
11950
Мероприятие 1 "Развитие отрасли растениеводства
Всего
34732
2395
6337
3900
4150
4300
4400
4550
4700
Внебюджетные источники
34732
2395
6337
3900
4150
4300
4400
4550
4700
Основное мероприятие 1.1 "Развитие элитного семеноводства"
Всего
6873
-
873
900
950
1000
1000
1050
1100
Внебюджетные источники
6873
-
873
900
950
1000
1000
1050
1100
Основное мероприятие 1.2 "Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения"
Всего
27859
2395
5464
3000
3200
3300
3400
3500
3600
Внебюджетные источники
27859
2395
5464
3000
3200
3300
3400
3500
3600
Мероприятие 2 "Развитие отрасли животноводства"
Всего
5146
196
250
400
700
700
900
900
1100
Внебюджетные источники
5146
196
250
400
700
700
900
900
1100
Основное мероприятие 2.1 "Развитие молочного скотоводства"
Всего
4496
196
200
300
600
600
800
800
1000
Внебюджетные источники
4496
196
200
300
600
600
800
800
1000
Основное мероприятие 2.2 "Развитие мясного скотоводства"
Всего
650
-
50
100
100
100
100
100
100
Внебюджетные источники
650
-
50
100
100
100
100
100
100
Мероприятие 3 "Поддержка малых форм хозяйствования"
Всего
10174
1353
4371
1850
150
2000
150
150
150
Внебюджетные источники
10174
1353
4371
1850
150
2000
150
150
150
Основное мероприятие 3.1 "Поддержка начинающих фермеров"
Всего
1464
544
170
150
150
-
150
150
150
Внебюджетные источники
1464
544
170
150
150
-
150
150
150
Основное мероприятие 3.2 "Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ"
Всего
8710
809
4201
1700
-
2000
-
-
-
Внебюджетные источники
8710
809
4201
1700
-
2000
-
-
-
Мероприятие 4 "Техническая и технологическая модернизация"
Всего
73258
16133
23425
5500
6000
5000
5500
5700
6000
Внебюджетные источники
73258
16133
23425
5500
6000
5000
5500
5700
6000
------------------------------------------------------------------