По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Постановление Администрации города Костромы от 03.10.2014 N 2616 "О прогнозе социально-экономического развития города Костромы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2014 г. № 2616
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
КОСТРОМЫ НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
Рассмотрев прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы, постановляю:
Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Глава Администрации
города Костромы
В.В.ЕМЕЦ
Одобрен
постановлением
Администрации
города Костромы
от 3 октября 2014 года № 2616
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 и 2017 ГОДОВ
1. Общие положения
Прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Прогноз) разработан с целью определения наиболее вероятных количественных параметров развития основных отраслей экономики и социальной сферы города Костромы, экономической базы бюджета города Костромы.
Прогноз составлен в соответствии с Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26 июля 2010 года № 1417, на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, предложенных Министерством экономического развития, основных параметров прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, а также анализа тенденций развития экономики города Костромы, сложившихся в 2013-начале 2014 года, обобщения прогнозных материалов организаций, осуществляющих деятельность на территории города Костромы, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы. Анализ социально-экономической ситуации в городе Костроме и разработка прогноза базировались на данных государственной статистики.
2. Характеристика основных параметров Прогноза
Показатели
Единицы измерения
2013 год
отчет
2014 год
оценка
Прогноз
2015 год
2016 год
2017 год
1. Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) (разделы C, D, E)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
50020,1
54935,9
60036,3
65126,4
69181,1
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
103,2
102,7
102,5
103,0
101,8
в том числе по видам экономической деятельности:
Добыча полезных ископаемых (раздел C)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
149,5
195,5
222,6
257,5
301,5
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
125,9
117,0
111,4
112,0
114,0
Обрабатывающие производства (раздел D)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
40599,9
44955,5
49419,5
53674,3
57080,6
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
105,7
103,7
103,2
103,6
102,1
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3777,4
4271,7
4704,4
5122,5
5444,8
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
105,3
105,0
103,7
103,9
102,4
Текстильное и швейное производство
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1744,7
1825,9
1977,8
2108,2
2198,8
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
95,1
102,0
102,0
102,0
100
Обработка древесины и производство изделий из дерева
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
5182,6
5848,0
6324,8
6777,7
7151,8
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
109,3
104,0
100,7
101,0
100,4
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
930,4
1052,4
1449,6
1632,9
1718,9
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
102,6
111,0
125,0
108,0
101,8
Химическое производство
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
551,0
526,5
583,7
622,9
655,0
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
75,0
92,5
104,3
103,5
103,0
Производство пластмассовых изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1126,9
1257,2
1416,6
1533,5
1617,4
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
116,3
108,0
106,0
105,0
103,3
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2341,2
2722,5
3007,2
3277,6
3534,6
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
129,1
111,6
104,9
104,0
103,0
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2361,6
2515,0
2795,0
2986,7
3134,2
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
97,7
102,3
101,4
101,0
101,0
Производство машин и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
4832,1
5114,7
5522,3
5856,4
6143,4
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
115,9
101,0
101,0
101,0
100,0
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1982,4
2391,2
2556,2
2871,9
3133,1
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
102,1
115,1
100,0
107,0
104,0
Производство транспортных средств и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3749,1
3654,1
3980,4
4330,0
4701,0
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
78,6
93,0
101,9
103,6
103,5
Прочие производства
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
12020,4
13776,4
15101,3
16554,1
17647,4
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
115,2
104,0
104,1
105,0
103,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел E)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
9270,8
9784,9
10394,2
11194,6
11799,1
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
100,5
98,0
99,0
100,0
100,0
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
7492,5
8056,9
8823,5
9467,7
9932,0
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
95,0
103,1
104,2
101,9
100,1
Ввод в эксплуатацию жилья
тыс. метров квадратных
113,4
134,9
150,9
161,1
156,3
3. Потребительский рынок товаров и услуг
3.1. Оборот розничной торговли
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
40851,0
44336,5
47533,3
51262,9
55497,8
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
102,3
102,1
102,3
103,4
103,5
3.2. Оборот общественного питания
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2266,4
2575,4
2893,3
3241,1
3644,4
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
108,1
106,9
107,2
107,4
107,5
3.3. Объем платных услуг населению
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
10183,4
11207,3
12035,2
12980,4
14019,6
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
94,5
101,4
101,6
102,2
102,5
4. Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения
тыс. человек
272,4
274,2
275,8
277,5
278,8
5. Трудовые ресурсы и оплата труда
Численность физических лиц, занятых в экономике города Костромы
тыс. человек
151,7
151,3
150,5
148,8
147,7
Численность физических лиц, работающих на предприятиях и в организациях
тыс. человек
100,6
99,6
99,0
98,3
97,5
Фонд заработной платы
млн. рублей
24903,6
27366,5
29378,5
31769,2
34445,0
Среднемесячная заработная плата на одного работника
рублей
20629,2
22897,0
24729,4
26932,2
29440,2
2.1. Промышленность
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями города Костромы по оценке в 2014 году составит 54,9 млрд. рублей, или 109,8 процента к уровню 2013 года в действующих ценах. Общий индекс промышленного производства (далее - ИПП) прогнозируется на уровне 102,7 процента. Доля объема отгруженных товаров малыми промышленными предприятиями города составит примерно 16,0 процентов.
Рост индекса промышленного производства на 17 процентов в добыче полезных ископаемых в 2014 году обусловлен увеличением объемов производства щебня ОАО "Карьеравтодор". В настоящее время ОАО "Карьеравтодор" ведет работу по привлечению инвестиций для увеличения выпуска продукции. Однако доля предприятия в общем объеме промышленного производства составляет примерно 0,2 процента.
Наибольший вклад в рост показателя в обрабатывающих производствах в 2014 году внесут предприятия целлюлозно-бумажного производства (доля в объеме - 2,0 процента, ИПП - 111 процентов), резиновых и пластмассовых изделий (доля в объеме - 2,3 процента, ИПП - 108 процентов), производства прочих неметаллических минеральных продуктов (доля в объеме - 5,2 процента, ИПП - 111,6 процента), производства электрооборудования (доля в объеме - 4,6 процента, ИПП - 115,1 процента), прочих производств, в которых более 80 процентов - производство ювелирных изделий (доля в общем объеме - 23,6 процента, ИПП - 104 процента).
В то же время согласно оценке в 2014 году произойдет уменьшение индекса промышленного производства в химическом производстве (92,5 процента) вследствие падения объемов ООО "Синтез", который потерял одного из своих крупных покупателей - МУП города Костромы "Костромагорводоканал".
Снижение объемов в 2014 году произойдет и в производстве транспортных средств и оборудования (индекс промышленного производства составит 93 процента). Это связано со снижением в целом объемов на рынке страны двигателей отечественного производства в 2014-2015 годах, что окажет непосредственное влияние на объемы выручки ЗАО "Костромской завод автокомпонентов" - крупнейшего поставщика запчастей на вторичный рынок.
Однако, согласно прогнозным показателям на 2015-2017 годы, в данных отраслях ситуация постепенно будет улучшаться.
Одновременно в обрабатывающих производствах в прогнозируемом периоде наибольшее значение ИПП будет наблюдаться:
а) в производстве пищевых продуктов - 102,4-103,9 процента в год (за счет роста объемов производства ОАО "Росспиртпром" ("Костромской ликеро-водочный завод"), ОАО "Русский хлеб", ОАО "Костромской комбикормовый завод");
б) в целлюлозно-бумажном производстве - 125,0 процентов в 2015 году (за счет завершения строительства и запуска производства костромской бумажной фабрики ООО "Восход");
в) в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 103,3-106,0 процентов в год (за счет роста объемов производства ООО "Декор Пластик" - в среднем 110 процентов в год);
г) в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - 103,0-104,9 процента в год (за счет продолжения второй очереди реконструкции завода по производству ЦСП и строительства новой линии ЦСП ЗАО "Межрегион Торг Инвест");
д) в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 107,0 процентов в 2016 году (за счет роста объемов производства ОАО "Пегас" - 121,0 процент в год).
Индекс промышленного производства по виду деятельности "Прочие производства" прогнозируется на уровне 103,0-105,0 процентов в год.
В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс промышленного производства сохранится в среднем на уровне 100 процентов.
В целом за период 2014-2017 годов объем промышленного производства в действующих ценах должен вырасти на 38,4 процента и по итогам 2017 года составить 65,3 млрд. рублей. Общий рост индекса промышленного производства за прогнозируемый период составит 113,9 процента.
Таким образом, на протяжении всего прогнозного периода сохранится положительная динамика промышленного производства, обусловленная сохранением ведущими предприятиями города Костромы своих позиций на рынке за счет совершенствования технологического оборудования, повышения конкурентоспособности продукции и увеличения объемов производства.
2.2. Инвестиции в основной капитал
В соответствии с прогнозом в 2015 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 8823,5 млн. рублей, или 104,2 процента к уровню 2014 года в сопоставимых ценах. Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций составит порядка 10 процентов, за исключением строительной отрасли, где на их долю приходится более 90,0 процентов инвестиций.
В структуре источников инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций сохранится доминирование привлеченных средств над собственными. Среди привлеченных источников высокой останется доля бюджетных средств, что объясняется возрастающей потребностью вложений в социальную сферу: образование, здравоохранение, социальную поддержку и социальное обслуживание населения. Кроме того, по данным органов статистики обновленная форма федерального статистического наблюдения № П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности" содержит в структуре привлеченных источников средства на долевое строительство. Прогноз по данному показателю учтен в разделе "Прочие привлеченные источники".
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности наибольший удельный вес в 2014-2015 годах будет приходиться на предприятия обрабатывающих производств. Это связано с реализацией в прогнозном периоде крупных инвестиционных проектов сразу несколькими предприятиями обрабатывающей отрасли города: продолжение второй очереди реконструкции завода по производству ЦСП и строительству новой линии ЦСП ЗАО "Межрегион Торг Инвест", создание производства по выпуску полисэтеровой ленты ООО "ВолгаСтрап", завершение реконструкции и модернизации предприятия ОАО "Русский хлеб", завершение строительства бумажной фабрики ООО "Восход".
Кроме того, в рамках соглашения о взаимодействии с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации ЗАО "Костромской завод автокомпонентов" начнет производство деталей для двигателей автомобилей марок Renault, Nissan, Volkswagen и Ford. Для реализации данного проекта предприятие планирует осуществить основные инвестиционные вложения в модернизацию производственных мощностей в период 2014-2015 годов.
По прогнозу, на фоне некоторого снижения доли инвестиционных вливаний в промышленность в период 2016-2017 годов заметный рост инвестиций в этот период ожидается среди предприятий, относящихся к видам деятельности "Строительство" и "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг". В основном такая активность связана с расширением жилищного строительства на территории города: окончанием застройки жилых микрорайонов "Венеция", "Новый город", "Жужелино", "Волжский берег" (ООО "Инвестиционно-строительное проектное объединение "Костромагорстрой", ОАО "Строймеханизация", ООО "Группа строительных компаний "ОФЦ", ОАО "Ивановская Домостроительная Компания"), на конец 2015 года намечено окончание строительства и ввод крупномасштабного жилого комплекса переменной этажности (до 17 этажей) строительной компанией ООО "Диострой Инвест" (город Москва).
Кроме того, с целью ресурсного обеспечения перспективной застройки объектов жилищного и промышленного сектора запланирована реализация инфраструктурных проектов организациями коммунального комплекса.
Ввод в действие жилых домов составит по прогнозу 150,9 тыс. кв. м в 2015 году, 161,1 тыс. кв. м в 2016 году и 156,3 тыс. кв. м в 2017 году.
В ресурсоснабжающих отраслях жилищно-коммунального хозяйства спрогнозирован стабильно высокий объем инвестиций, что обусловлено разработкой наиболее крупными игроками рынка услуг инвестиционных программ развития. Так, для МУП города Костромы "Костромагорводоканал" еще в 2013 году утверждена инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2013-2020 годы, программа предусматривает обеспечение инфраструктурой вновь строящихся объектов. ОАО "Территориальная генерирующая компания № 2" разработала инвестиционную программу по развитию системы теплоснабжения, предусматривающую мероприятия по техническому перевооружению и модернизации существующих энергогенерирующих мощностей. Среди газораспределительных компаний будут реализовываться и другие, в том числе инфраструктурные проекты, что отражено в прогнозе по виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды": завершение строительства офиса по работе с социально значимой категорией потребителей ООО "Новатэк Кострома", строительство пристройки к существующему административному зданию ОАО "Газпром газораспределение Кострома".
В секторе торговли в 2014-2015 годах спрогнозирован небольшой рост объемов инвестиций. В 2014 году уже завершено строительство точечных торговых объектов: торгово-офисных комплексов по ул. Ново-Полянской, 7, по ул. Калиновской, 56, по ул. Советской, 16а, по ул. Никитской и других. На период 2014-2015 годов намечено строительство и ввод торгового комплекса "Экспострой" по Кинешемскому шоссе, 76, торгово-досугового центра в микрорайоне Давыдовский-3. Некоторый спад в 2016-2017 годах в сектор торговли прогнозируется ввиду перенасыщенности города торговыми площадями, что не могут не учитывать инвесторы.
При небольшом удельном весе в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2014-2016 годах ожидается уверенный рост по разделу "Гостиницы и рестораны". Наметившийся в последнее время рост количества заведений общепита и гостиниц продолжится строительством в 2015-2016 годах крупного туристического комплекса (Апартамент-отеля) "Родные берега" на Чернигинской набережной.
Инвестиционные вливания в социальную сферу экономики по-прежнему на 80-90 процентов будут состоять из средств бюджетов всех уровней.
Рост инвестиций по разделу "Образование" в 2015-2016 годах обусловлен принятием муниципальной программы "Развитие системы образования в городе Костроме на 2014-2016 годы", в рамках которой предусмотрено выделение средств из федерального бюджета на строительство дошкольных образовательных учреждений. В 2014 году уже выполнены работы по реконструкции действующих учебных заведений, до конца года, по оценке, будут введены 2 новых детских сада с вместимостью 440 детей. При поддержке субсидий из федерального бюджета на модернизацию региональных сетей дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы" будут построены и введены детские сады в микрорайонах Давыдовский-3, "Новый город", Первомайский. Планируемое увеличение ученических мест за счет строительства школ по ул. Шагова, Скворцова, а также реконструкции недостроенного здания школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата под начальную школу (ул. Санаторная) также учтено в прогнозе по разделу "Образование".
Кроме того, при прогнозе учитывались объемы финансирования по уже имеющимся проектам по строительству спортивного зала по ул. Пятницкой, физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Бульварной, 6, бассейна в микрорайоне Паново, а также строительству спортивных площадок по программе "Газпром - детям". В 2017 году строительство большого количества новых объектов образования не планируется, в связи с чем спрогнозировано некоторое снижение объема инвестиций по данному разделу.
В сфере здравоохранения по-прежнему прогнозируется поступательный рост инвестиций, предусмотренный государственной программой "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года". В рамках программы запланировано финансирование целого ряда мероприятий учреждений здравоохранения, расположенных на территории города, из федерального и областного бюджетов, а также из средств территориального фонда ОМС.
По виду деятельности "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" до 2016 года спрогнозирован рост инвестиционных вложений. Относящееся к данному виду деятельности ООО "Технологии Рециклинга" приступило к реализации инвестиционного проекта по созданию комплексных систем обращения с твердо-бытовыми отходами на общую сумму 440,5 млн. рублей, что отражено в прогнозе по данному виду деятельности. Окончание проекта намечено на конец 2016 года, с 2017 года будет наблюдаться некоторый спад объемов инвестирования по данному разделу.
2.3. Потребительский рынок
Начало 2014 года отмечено увеличением потребительского спроса на товары длительного пользования в результате ожиданий ускорения роста цен и, как следствие, ростом оборота розничной торговли.
Так, по данным статистики расходы на покупку недвижимости в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросли в 3,6 раза. Одновременно расходы на покупку стройматериалов и оплату услуг по новому строительству и капитальному ремонту увеличились в 3,3 раза.
Во 2 полугодии 2014 года на фоне снижения объемов потребительского кредитования населения города Костромы будет наблюдаться замедление роста его покупательской способности.
В результате оборот розничной торговли в целом по 2014 году будет характеризоваться слабым ростом и составит в сопоставимых ценах от 2013 года 102,1 процента.
С 2015 года динамика потребительского роста начнет несколько ускоряться, однако она будет также ограничена рядом негативных факторов, один из которых - достаточно сдержанный рост реальных доходов населения, обусловленный увеличением обязательных платежей, связанных с увеличением долговой нагрузки населения и необходимостью обслуживания кредитов.
Среднегодовые темпы роста розничного товарооборота в 2015-2017 годах составят 3,1 процента. Ожидается, что население города скорректирует потребительские расходы под изменившиеся доходы, снизив нормы сбережения, в результате чего динамика оборота розничной торговли в плановом периоде останется на уровне: 102,3 процента в 2015 году, 103,4 процента в 2016 году и 103,5 - в 2017 году.
В дальнейшем восстановление потребительского кредитования стабилизирует норму сбережений.
Средние темпы роста потребительских расходов в 2014 году будут характеризовать общественное питание города Костромы. Если в 2013 году объем оборота общественного питания вырос на 8,1 процента к уровню 2012 года в сопоставимых ценах и составил 2266,4 млн. рублей, то в оценочном 2014 году оборот общественного питания по сравнению с 2013 годом вырастет лишь на 6,9 процента и составит 2575,4 млн. рублей.
Отчасти в 2014 году доходы ресторанов, кафе, баров упадут после введения с 1 июня 2014 года запрета на курение внутри помещений.
В плановом периоде 2015-2017 годов развитие сферы общественного питания сохранит положительную тенденцию, что связано с успешно развивающимся предпринимательством, с увеличением спроса на услуги общественного питания по обслуживанию выездных праздничных мероприятий.
Особое внимание будет уделяться организации школьного питания.
На сегодняшний день в сфере общественного питания наиболее активно развиваются демократичные форматы, то есть кафе и рестораны со средним чеком до 800 рублей. Активизировался формат столовых. Продолжают открываться пивные рестораны и пабы, расположенные в спальных районах. Отмечается рост численности ресторанов кавказской и среднеазиатской кухни.
По прогнозу в 2015 году индекс физического объема достигнет 107,2 процента к уровню 2014 года, в 2016 году - 107,4 процента и в 2017 году - 107,5 процента.
По итогам 2013 года индекс физического объема платных услуг населению города Костромы, оказанных организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, составил 94,5 процента (объем платных услуг - 8729,5 млн. рублей).
Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов платных услуг, структура платных услуг в прогнозном периоде сохранится. По-прежнему более половины от общего объема расходов населения на услуги будет приходиться на услуги обязательного характера, неэластичные к доходам населения - жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и услуг связи. Поэтому общая динамика развития рынка платных услуг будет зависеть от механизмов регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий и отдельных отраслей (услуги жилищно-коммунального хозяйства, услуги пассажирского транспорта), а также от расходов государства, выделяемых на социальную сферу.
В 2015-2017 годах будет наблюдаться тенденция снижения потребления коммунальных услуг в результате введения новых нормативов потребления коммунальных услуг для населения, а также установки индивидуальных и общедомовых приборов учета потребления ресурсов.
В целях повышения объемов и качества транспортных услуг в 2016-2018 годах планируется реализация муниципальной программы "Развитие городского пассажирского транспорта на 2016-2018 годы", которая будет направлена на поддержку муниципальных транспортных предприятий.
Динамика объемов транспортных услуг в прогнозном периоде будет положительной (транспортная подвижность населения постоянно растет), но невысокой, чуть более 1 процента.
В прогнозном периоде сектор связи сохранит устойчивость развития услуги за счет развития широкополосного доступа Интернета, но будет развиваться невысокими темпами, так как произошло насыщение подвижной и фиксированной связью.
Рост объемов платных услуг в сфере здравоохранения в 2015-2017 годах будет сдерживаться, так как по-прежнему прогнозируется поступательный рост инвестиций, предусмотренный государственной программой "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года".
Начавшийся рост туристических услуг в начале 2014 года к концу года значительно снизится. Путешественники города Костромы сознательно отказываются от зарубежных поездок, наблюдая, как турфирмы одна за другой закрываются.
Дополнительно на уменьшение приобретения путевок повлияло снижение покупательской способности костромичей из-за резкого удорожания валюты и обострения геополитической обстановки в мире в целом. Для определенных групп профессий альтернативой выезда за границу предложены бесплатные путевки для отдыха на территории России.
В последующие годы возможен рост объемов туристических услуг при условии политической и экономической стабилизации. При этом возможно перераспределение дорогостоящих видов туризма к более дешевым.
Важно отметить, что количество туристов, выезжающих за рубеж, растет незначительно. По разным оценкам загранпаспорта есть лишь у одной пятой части жителей страны, что аналогично и для города Костромы. Однако "путешествующие" люди стали выезжать не раз в году, а дважды, а то и трижды. Да и в целом строка "путешествия" у данного контингента населения становится одной из составляющих семейного бюджета.
Услуги, эластичные к доходам населения, - образования, культуры, санаторно-оздоровительные, услуги физкультуры и спорта, ветеринарные, услуги правового характера, будут иметь стабильные темпы роста, но доля каждой из них в общем объеме невысока, и не вносит существенного изменения в общую структуру потребления платных услуг населением.
В среднесрочной перспективе на положительную динамику объема платных услуг населению в целом будет оказывать умеренное повышение доходов населения, стабилизация номинального курса рубля (его реальное укрепление в 2015-2017 годах), проведение достаточно консервативной денежной политики и ограничение коммунальных тарифов.
Предполагаемый рост платных услуг составит: в 2014 году - 101,4 процента, 2015 году - 101,6 процента, 2016 году - 102,2 процента, в 2017 году - 102,5 процента.
2.4. Демографическая ситуация
В 2013 году впервые за последние четыре года произошло снижение рождаемости и повышение смертности населения города Костромы (по отношению к 2012 году на 0,5 и 2,6 процента соответственно), что привело к увеличению естественной убыли населения (с 341 до 458 человек). Тем не менее, миграционный приток, также снизившийся в 2013 году на 4,9 процента (с 2513 до 2395 человек), обеспечил положительную динамику численности постоянного населения города.
Статистические данные демографии за 1 квартал 2014 года говорят в пользу улучшения демографической ситуации по всем трем показателям.
В прогнозируемом периоде (2015-2017 годы) приток граждан из сельской местности (внутрирегиональная миграция) по-прежнему останется основным фактором, определяющим положительную динамику численности постоянного населения города. Положительно на миграционные процессы скажется и прибытие граждан с Украины, а также реализация государственной программы Костромской области "Оказание содействия добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы". Однако предполагается замедление темпов миграционного притока населения в город.
Тенденция высокой рождаемости может сохраниться в ближайшие три года (2015-2017 годы) при условии сохранения миграционного прироста, повышения благосостояния населения, дополнительных социальных мер, стимулирующих к рождению 2-х и более детей, так как многочисленная возрастная категория женского населения (порядка 38 тыс. человек) постепенно выходит из детородного возраста. К концу 2017 года она сократится примерно на 5,5 тысяч человек.
Показатель смертности в 2015-2017 годах будет иметь слабую положительную динамику.
2.5. Трудовые ресурсы и оплата труда
С учетом оценки данных Пенсионного фонда РФ численность занятых в экономике города по итогам 2013 года составила 151668 человек, что примерно на 9,5 тысяч человек выше численности экономически активного населения города, которая определяется департаментом по труду и занятости населения Костромской области. Разница между показателями определяет долю занятых в экономике города иногородних граждан.
Численность как экономически активного населения, так и занятого в экономике города, в том числе на предприятиях, организациях всех форм собственности, в прогнозируемом периоде продолжит снижаться, что будет обусловлено прежде всего демографическими факторами: разница между старшим поколением (после 55-59 лет), выбывающим из категории трудоспособного, и молодым поколением (в возрасте 16-17 лет), приходящим на замену ему, к концу 2017 года может достигнуть 18-22 тысяч человек.
Сгладить ситуацию также поможет миграционный приток населения в город, примерно 80 процентов которого - граждане трудоспособного возраста, а также введение, начиная с 2015 года, новой пенсионной реформы, стимулирующей к продолжению трудовой деятельности граждан пенсионного возраста. Важным сглаживающим фактором нехватки "рабочих рук" должна стать модернизация предприятий, повышение производительности труда.
Численность индивидуальных предпринимателей, сократившаяся за 2013 год на 16 процентов, в прогнозируемом периоде будет иметь слабую положительную динамику, обеспеченную, главным образом, за счет молодежи и в основном в торговле и в видах деятельности, связанных с теми или иными услугами: транспортными, автосервиса, ремонтно-строительными, IT-технологий, и т.д. Положительную роль в росте количества индивидуальных предпринимателей может сыграть патентная система налогообложения, предполагающая более низкие ставки налогов по сравнению с другими системами налогообложения для отдельных категорий индивидуальных предпринимателей, что также стимулирует выход из "тени" граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью неофициально.
По оценке данных статистики в 2014 году сохранятся достаточно высокие темпы роста среднемесячной заработной платы (111-112 процентов), обусловленные как продолжением повышения заработной платы бюджетникам (в образовании, здравоохранении, предоставлении социальных услуг), так и повышением заработной платы на малых предприятиях: в 1 квартале 2014 годы темпы роста заработной платы на малых предприятиях составили 111,6 процента. Следует отметить, что в частном секторе главными факторами повышения среднемесячной заработной платы являются повышение минимального размера оплаты труда и дефицит кадров.
В 2015 году рост среднемесячной заработной платы в бюджетной сфере замедлится, что скажется на динамике заработной платы в целом.
В 2016-2017 годах основным фактором вновь становится ускорение роста заработной платы в бюджетном секторе за счет мероприятий по реализации майских указов Президента Российской Федерации (в части отдельных категорий персонала). Во внебюджетном секторе в условиях сдержанной экономической динамики у предприятий в качестве решающего фактора повышения заработной платы по-прежнему остается дефицит квалифицированных кадров.
3. Прогноз развития отраслей социальной
сферы в городе Костроме
За основу оценки деятельности и развития отраслей социальной сферы в 2015-2017 годах взяты показатели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и дополнительные показатели, утвержденные губернатором Костромской области.
3.1. Прогноз развития системы образования города Костромы
Количественные характеристики основных показателей
развития системы образования города Костромы до 2017 года
Показатели
Единицы измерения
2013 год
отчет
2014 год
оценка
Прогноз
2015 год
2016 год
2017 год
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших Единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших Единый государственный экзамен по данным предметам
процентов
99,5
99,5
99,5
99,5
99,5
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений
процентов
1,3
1
1
1
1
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений
процентов
100
100
100
100
100
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений
процентов
3
3
3
0
0
Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях
процентов
79
79
79
79
79
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях
процентов
19
19
18
15
15
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях
тыс. рублей
38,2
40,5
42,5
45,0
47,3
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на общее образование
тыс. рублей
1016092
1097914
1181500
1265086
1348672
Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях
человек
26626
27109
27800
28100
28500
Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы
процентов
67
68
69
70
71
Численность детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности
человек
23060
24062
25116
26214
27122
Численность детей в возрасте 5-18 лет в городском округе (муниципальном районе)
человек
34400
35400
36400
37000
37260
Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет
процентов
98
98
100
100
100
По результатам Единого государственного экзамена в 2014 году выпускники 11 (12) классов муниципальных общеобразовательных учреждений города Костромы продемонстрировали результаты выше среднего по Костромской области и России.
Планируемое значение показателя: доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших Единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших Единый государственный экзамен по данным предметам на 2014 год, - 99 процентов, было перевыполнено, фактическое значение показателя составило 99,5 процента. В прогнозном периоде (2015-2017) высокое значение показателя будет обеспечиваться систематической работой общеобразовательных учреждений по выполнению образовательных стандартов и подготовке выпускников к итоговой аттестации, действующей системой подготовки педагогов через проведение обучающих семинаров по подготовке к ЕГЭ, работу проблемных и творческих групп педагогов.
Одновременно показатель: доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений в 2014 году составил 1,3 процента, также превысив планируемое значение показателя на 2014 год - 1,0 процент. В целях снижения показателя до уровня 1,0 процента в прогнозном периоде планируется усилить работу с учащимися вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, которые в силу семейных обстоятельств и режима работы имеют проблемы в освоении общеобразовательных программ среднего общего образования.
В 2014 году доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений составляет 3,0 процента. В аварийном состоянии находится одно из зданий средней общеобразовательной школы № 30.
Данный показатель планируется улучшить в 2017 году за счет проведения капитального ремонта корпуса средней общеобразовательной школы № 30 (г. Кострома, ул. Шагова, 61а).
Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2014 году осталась на уровне 2013 года и составила 79,0 процентов. Данный показатель останется неизменным в течение 4 следующих лет. Стабильность показателя вызвана общей тенденцией снижения уровня здоровья у населения, в том числе и у несовершеннолетних. В целях повышения данного показателя планируется проведение просветительской работы среди родительской общественности по вопросам ведения здорового образа жизни, а также расширение форм работы с учащимися по формированию культуры здоровьесбережения.
В настоящее время из 36 общеобразовательных учреждений 25 учреждений ведут обучение в две смены. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, будет уменьшаться за счет проведения следующих мероприятий:
- в 2016 году после строительства здания для начальной школы с дошкольным отделением по адресу: город Кострома, ул. Санаторная (бывшая школа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата). При планируемой проектной мощности 500 мест для учащихся начальной ступени обучения и 100 мест для детей дошкольного возраста, строительство объекта позволит уменьшить нагрузку на гимназию № 33, а также среднюю общеобразовательную школу № 11 и среднюю общеобразовательную школу № 21, при наборе первых классов;
- в 2017 году после проведения капитального ремонта и введения в эксплуатацию корпуса средней общеобразовательной школы № 30.
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях за 2014 год составят 38 200 рублей. В 2015 году планируется довести данный показатель до 40 500 рублей. Рост данного показателя (на 6,0 процентов) связан с увеличением расходов на оплату труда в целях выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р "О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы".
В 2015-2017 годах прогнозируется ежегодное увеличение охвата детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы на 1,0 процент за счет создания условий для распространения современных моделей организации дополнительного образования детей, разработки и внедрения муниципальной системы оценки качества дополнительного образования детей.
В сфере обеспечения общедоступного дошкольного образования в 2014 году уже введены в эксплуатацию в трех детских садах вторые здания: МБОУ города Костромы "Детский сад № 82" на 75 мест, МБОУ города Костромы "Детский сад № 14" на 60 мест, МБОУ города Костромы "Детский сад № 43" на 60 мест. В августе-сентябре 2014 года открыт новый детский сад № 1 на 280 мест и дошкольное отделение в муниципальном бюджетном образовательном учреждении города Костромы "Средняя общеобразовательная школа № 27" на 100 мест, что позволит увеличить количество мест на 575 единиц.
Модернизация системы дошкольного образования будет продолжена в рамках реализации Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". За счет данной программы планируется осуществить строительство 10 дошкольных учреждений в городе Костроме, что позволит в перспективе дополнительно открыть 1735 мест.
Данные мероприятия позволят обеспечить местами в детских садах в 2016 году 100 процентов для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
3.2. Прогноз развития сфер культуры, искусства,
туризма, физической культуры, спорта и работы
с молодежью города Костромы
Количественные характеристики основных показателей развития
сферы культуры, искусства, туризма, физкультуры, спорта
и работы с молодежью города Костромы до 2017 года
Показатели
Единицы измерения
2013 год
отчет
2014 год
оценка
Прогноз
2015 год
2016 год
2017 год
Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения
штук
1700
1690
1700
1710
1720
Увеличение численности населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными организациями культуры, и в работе любительских объединений
процентов
6,7
6,8
7,0
7,1
7,2
человек
65890
703700
75290
80630
864300
Количество детей, посещающих профильные учреждения дополнительного образования отрасли "культура":
человек
3233
3236
3238
3240
3242
Количество туристов, ежегодно посещающих город Кострому, в том числе:
человек
540000
542000
545000
550000
554000
- в ходе многодневных туров:
17000
18000
20000
22000
23000
- в ходе однодневных туров:
140000
140000
139000
140000
141000
- в качестве экскурсантов
383000
384000
386000
388000
390000
Количество детей, посещающих профильные учреждения дополнительного образования спортивной направленности
человек
2300
2320
2340
2360
2380
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом
процентов
29,8
(81707)
30,0
(82784)
30,2
(83875)
30,4
(84903)
30,6
(85986)
В том числе:
- молодежи
процентов
7,6
(20838)
7,7
(21247)
7,8
(21663)
7,9
(22063)
8,0
(22480)
Обеспеченность спортивными сооружениями в муниципальном образовании:
тыс. кв. м. на 10 000 человек населения
- плоскостные сооружения
15,4
15,5
15,8
15,8
15,8
- спортивные залы
1,82
1,84
1,84
1,85
1,85
Несмотря на пополнение библиотечных фондов (в среднем на 2-3 тыс. экземпляров), значительное количество экземпляров библиотечного фонда документов (15-21 тыс. экземпляров) ежегодно списывается по ветхости.
Создание в 2015 году электронного каталога и увеличение услуг населению, предоставляемых в электронном виде, позволит стабилизировать положение и увеличить библиотечный фонд в 2017-2018 годах.
Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, в 2015-2017 годах будет увеличиваться за счет проведения новых программ по культурному отдыху населения, использованию новых видов и форм культурно-массовой работы, функционирования нового учреждения культуры - зоологического парка, улучшения зрелищности и качества проводимых мероприятий.
В 2014 году произошло увеличение населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, на 35-40 тыс. человек в связи с проведением мероприятий, посвященных 70-летию образования Костромской области, Дню города, мероприятий, посвященных 400-летию Дома Романовых.
2015 год пройдет под знаковыми мероприятиями, посвященными 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, что также позволит увеличить цифровые показатели.
Количество детей, посещающих профильные учреждения дополнительного образования (музыкальные, художественные школы, школы искусств), является стабильным в связи с востребованностью у детей и родителей данного вида образования.
В 2015-2017 годах планируется увеличение показателя пребывания туристов в городе Костроме, связанное с возрастающей популярностью у туристов событийных тематических мероприятий, таких как День рождения Костромской Снегурочки, Новогодние и рождественские мероприятия Костромской Снегурочки, Фестиваль фейерверков "Серебряная Ладья", туристский форум "Roadshow", проходящий в рамках ювелирного фестиваля "Золотое кольцо России".
В связи с увеличением количества объектов туристического показа, а также увеличением количества средств размещения, прогнозируется увеличение доли туристов, пребывающих в городе Костроме более 1 дня.
Увеличение численности детей, посещающих профильные учреждения дополнительного образования, произойдет за счет введения в эксплуатацию новых спортивных объектов. В 2014 году будет введен в эксплуатацию бассейн в м/р-не Паново, в 2015 году завершится строительство спортивного зала в комплексе физкультурно-оздоровительного досуга в Костроме, в 2016 году будет открыт физкультурно-оздоровительный комплекс с игровыми залами.
Незначительный рост в показателе обеспеченности спортивными сооружениями в муниципальном образовании в части спортивных залов обусловлен в 2015 году строительством спортивного зала в комплексе физкультурно-оздоровительного досуга и введением в эксплуатацию в 2016 году физкультурно-оздоровительного комплекса с игровыми залами в Костроме.
4. Прогноз развития городского хозяйства города Костромы
4.1. Прогноз развития жилищного и коммунального
хозяйства в городе Костроме
Количественные характеристики основных показателей
развития жилищно-коммунального хозяйства города
Костромы до 2017 года
Показатели
Единицы измерения
2013 год
отчет
2014 год
оценка
Прогноз
2015 год
2016 год
2017 год
Общая площадь жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности:
тыс. кв. м
440,9
311,54
311,54
311,54
311,54
Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг
млн. руб.
3565,56
3842,76
4098,21
4339,99
4578,78
Фактическая доля платежей населения в полной стоимости жилищно-коммунальных услуг
%
100
100
100
100
100
Число семей, улучшивших жилищные условия
единиц
256
357
265
111
105
Количество осветительных приборов, установленных для освещения городских улиц
единиц
13200
13240
13440
13540
13540
Прогноз общей площади жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности, до 2017 года принят в соответствии с динамикой изменения данного показателя с учетом продления Правительства РФ сроков приватизации жилья до 1 марта 2015 года.
Показатель полной стоимости предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг до 2017 года рассчитан исходя из фактических показателей (за 2012, 2013 и первое полугодие 2014 года) и плановых (2015, 2016, 2017 годов) с учетом индексов потребительских цен.
Так как фактическая доля платежей населения в полной стоимости жилищно-коммунальных услуг достигла 100 процентов, в дальнейшем показатель останется на этом уровне.
Изменение количества осветительных приборов для освещения городских улиц Комитетом городского хозяйства в 2015 году принято с учетом планируемых к строительству новых линий освещения.
Изменение показателя "Число семей, улучшивших жилищные условия" зависит от участия муниципального образования городской округ город Кострома в реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Костромской области на 2013-2017 годы". В 2014 году планируется улучшение - 212 семей, в 2015 году - 58 семей, в 2016 году - 6 семей. В 2017 году муниципальное образование городской округ город Кострома в Программе не участвует.
Также изменение показателя зависит от участия муниципального образования в программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. В рамках реализации данной в 2014 году будут выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома 28 молодым семьям, в 2015 году планируется выдача свидетельств 90 молодым семьям.
4.2. Прогноз развития пассажирского транспорта
в городе Костроме
Количественные характеристики основных показателей
развития муниципального пассажирского транспорта
в городе Костроме до 2016 года
Показатели
Ед. изм.
2012
отчет
2013
прогноз
2014
прогноз
2015
прогноз
2016
прогноз
2017
прогноз
Количество обслуживаемых маршрутов, всего,
в том числе:
шт.
55
56
58
58
58
58
- "Костромагортранс"
15
15
15
15
15
15
- Троллейбусное управление
8
8
8
8
8
8
- частные перевозчики
32
33
35
35
35
35
Протяженность маршрутной сети,
в том числе:
км
707,0
777,7
812,0
812,0
812,0
812,0
- автобусные
636,5
706,8
741,1
741,1
741,1
741,1
- троллейбусные
70,5
70,9
70,9
70,9
70,9
70,9
Количество подвижного состава, всего:
ед.
- списочное
565
555
574
574
574
574
- работающие на линии
502
516
540
540
540
540
в том числе:
1. МУП города Кострома "Костромагортранс":
ед.
- списочное
65
65
65
65
65
65
- работающие на линии
45
45
50
50
50
50
2. МУП города Кострома "Троллейбусное управление":
ед.
- списочное
50
47
52
52
52
52
- работающие на линии
30
28
33
33
33
33
3. Частные перевозчики:
ед.
- списочное
450
443
457
457
457
457
- работающие на линии
427
443
457
457
457
457
Расчетная потребность подвижного состава
ед.
565
555
574
574
574
574
Количество перевезенных пассажиров, всего
в том числе:
млн. чел.
60,9
60,9
61,8
61,8
61,8
62,4
- "Костромагортранс"
10,3
10,0
10,4
10,6
10,6
11,0
- Троллейбусное управление
7,2
7,0
7,0
7,2
7,2
8,0
- частные перевозчики
43,4
43,9
44,4
44,4
44,4
43,4
Стоимость 1-й поездки в городском пассажирском транспорте:
руб.
- муниципальном
10,00/
12,00
15,00
15,00
18,00
18,00
20,00
- частном
10,00/
12,00
15,00
15,00
18,00
18,00
21,00
Прогноз развития пассажирского транспорта города Костромы основан на фактических технико-экономических показателях деятельности предприятий в 2012-2013 годах и первого полугодия 2014 года.
Расходы предприятий и частных перевозчиков прогнозируются исходя из расчета минимальной ежемесячной потребности для обеспечения своевременных налоговых платежей, оплаты топлива, электроэнергии, коммунальных услуг и начислений по заработной плате.
Прогноз увеличения количества подвижного состава основан на возможностях предприятий по приобретению и капитальному ремонту транспорта исходя из сложившихся финансовых возможностей, а также за счет возрождения прежних маршрутов и открытия новых, что потребует увеличения численности транспортных единиц.
Увеличение провозного тарифа предусматривается интервально и поэтапно в целях снижения финансовой нагрузки на бюджет города Костромы и частичной компенсации затрат перевозчиков, в условиях роста цен на прямые составляющие себестоимости и удорожания стоимости сопутствующих услуг.
Увеличение объема перевозок обеспечит увеличение численности подвижного состава за счет приобретения транспорта в рамках государственного контракта за счет средств федерального, областного и городского бюджетов.
5. Реализация муниципальных программ
В 2015 году будет реализовываться 10 муниципальных программ, для финансирования которых будут привлечены средства городского, областного, федерального бюджетов и внебюджетные источники. Общая сумма финансирования муниципальных программ на 2015 год предусмотрена в размере 409105,9 тыс. рублей, в том числе из городского бюджета - 244685,92 тыс. рублей, из других источников - 129619,0 тыс. рублей.
Реализация предлагаемых к финансированию муниципальных программ направлена на решение наиболее остро стоящих социальных проблем - охрану здоровья, развитие туризма, образования, поддержку населения при решении жилищных проблем, а также развитие экономического потенциала города Костромы.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического
развития города Костромы на 2015 год и плановый период
2016 и 2017 годов
При расчетах основных параметров прогноза социально-экономического развития города Костромы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов использовались индексы-дефляторы цен по видам экономической деятельности, установленные базовым вариантом Прогноза сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на период 2015-2017 годов.
Указанный вариант предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в стране в последний период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора, при стагнации государственного спроса. Наблюдаемая в мире геополитическая напряженность в 2014 году будет основной причиной усиления ограничений привлечения капитала в страну.
По прогнозу Минэкономразвития динамика экономических показателей сохранит негативные тенденции начала года, а прирост ВВП Российской Федерации в целом снизится до 0,5 процента. В 2015-2017 гг. на фоне сокращения оттока капитала и по мере снижения геополитического напряжения и восстановления интереса бизнеса к инвестированию в расширение производства годовые темпы прироста экономики России могут повыситься до 2,0-3,3 процента. Предполагается, что отток капитала в 2016-2017 гг. сократится до 0-10 млрд. долларов США.
Бюджетная политика государства будет строиться в рамках текущих бюджетных правил, что приведет к снижению в реальном выражении государственного инвестиционного спроса.
Согласно сценарным условиям ограниченные финансовые возможности бюджетной системы в условиях стагнирующей экономики существенно замедлят рост заработной платы во 2 половине 2014 года. Рост заработной платы во внебюджетном секторе будет сдерживаться смягчением условий на рынке труда и общей невысокой экономической активностью. Рост реальной заработной платы в целом по экономике в 2014 году замедлится до 1,4 процента. В 2015 году рост реальной заработной платы будет также сдержанным и не превысит 2 процента. В 2016-2017 гг. рост заработной платы в реальном выражении увеличивается до 2,9-3,9 процента. Основным фактором вновь становится ускорение роста заработной платы в бюджетном секторе.
Уровень инфляции по России к концу 2014 года по оценке составит 6,0 процентов.
Во втором полугодии ожидается замедление роста потребительских цен как под влиянием стабилизации курса рубля, так и пониженной против прошлогоднего уровня индексации коммунальных тарифов населения. Также инфляцию будут сдерживать рост процентных ставок и ожидаемое существенное замедление динамики потребительского спроса.
В 2015 году инфляция, как ожидается, замедлится до 5,0 процентов, в 2016-2017 годах инфляция продолжит свое замедление по базовому варианту до 4,5-4,3 процента соответственно.
Министерством экономического развития для разработки параметров федерального бюджета на 2015-2017 годы предложен базовый вариант.
6. Сопоставление основных параметров Прогноза с параметрами
прогноза социально-экономического развития на 2014 год
и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренного
постановлением Администрации города Костромы
от 30 октября 2013 года № 2500
Учитывая, что за основу разработки Прогноза на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов был взят базовый вариант Прогноза сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, а не умеренно-оптимистический, как для прогнозов предыдущих периодов, то при сравнении большинства прогнозных экономических показателей закономерно будет наблюдаться тенденция сдерживания их роста.
В 2013 году по уточненным данным промышленными предприятиями города (крупными, средними и малыми) отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами на сумму 50,0 млрд. рублей, что больше прогнозной оценки (49,4 млрд. рублей) на 0,6 млрд. рублей.
Расчетный индекс объема промышленного производства по городу Костроме по итогам 2013 года составил 103,2 процента, что примерно соответствует ранее спрогнозированному значению (103,1 процента). Одновременно скорректировано на понижение значение данного показателя на 2014 и 2015 годы. Это обусловлено тем, что индекс объема промышленного производства в 2014-2015 годах на уровне 104,1-104,4 процента был спрогнозирован с учетом окончания реализации инвестиционных проектов и запуска Костромской бумажной фабрики по ул. Солониковской, 12 и высокотехнологичного кольцепрядильного производства ООО "СП "Кохлома". Однако, в связи с техническими трудностями в первом случае и финансовыми во втором, сроки запуска обоих производств перенесены на более поздний период, что учтено при разработке прогноза на 2015-2017 годы.
По прогнозной оценке в 2013 году в экономику города должно было быть направлено 7,0 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Согласно предоставленным уточненным статистическим данным, значение показателя составило 7,49 млрд. рублей. Однако в данную сумму был включен объем средств населения и организаций, направленных на долевое строительство, что не было учтено при составлении прогноза. В итоге сравниваемые абсолютные значения показателя за 2012 и 2013 годы изменились (увеличились), но разница между ними уменьшилась, и расчетный индекс физического объема составил 95,0 процентов, что на 7,2 процента ниже запланированного значения.
По статистическим данным оборот розничной торговли в 2013 году составил 40,9 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей (или на 3,5 процент) ниже спрогнозированного объема. Уменьшение значения показателя обусловлено, в том числе, снижением фактического индекса (роста) потребительских цен на товары по итогам 2013 года (на 0,6 процента по отношению к прогнозному показателю - 106,9 процента). В настоящем прогнозе в сторону снижения скорректированы значения индекса физического объема оборота розничной торговли на 2014-2016 годы.
По итогам 2013 года оборот общественного питания оказался, наоборот, выше прогнозных показателей на 18,9 млн. рублей (1,2 процента) и составил 2,25 млрд. рублей. С учетом оценки ситуации в 2014 году в сторону повышения спрогнозированы значения показателя на период 2014-2016 годов.
Объем платных услуг населению города Костромы в 2013 году в текущих ценах по оценке должен был вырасти до 8,7 млрд. рублей, что фактически совпало с оперативными данными статистики. Однако физический объем платных услуг снизился, главным образом, за счет снижения потребности населения города в транспортных услугах и услугах связи. В 2013 году фактический индекс физического объема платных услуг населению составил 94,5 процента (по прогнозу - 101,7 процента). Прогнозное значение показателя на 2014 год скорректировано в сторону небольшого роста, на 2015-2016 годы - в сторону снижения.
По статистическим данным в 2013 году среднегодовая численность населения города составила 272,4 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 2,1 тыс. человек. По отношению к прогнозному значению (272,0 тыс. человек) показатель увеличился на 400 человек. Увеличение численности населения произошло, главным образом, за счет миграционного прироста населения, который в 2013 году составил 2395 человек.
Данные статистики за 1 квартал 2014 года свидетельствуют о росте всех демографических показателей и прежде всего миграционного прироста. В связи с чем показатель постоянной численности населения города Костромы в 2014-2016 годах скорректирован в сторону увеличения.
Численность занятых в экономике города скорректирована в сторону снижения с учетом данных за 2013 год ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о среднесписочной численности физических лиц, за которых работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Костромы, уплачивали страховые взносы, и данных статистики о количестве индивидуальных предпринимателей.
Темпы роста среднемесячной заработной платы на предприятиях и организациях города Костромы в 2014 году сохранятся на уровне ранее спрогнозированного значения - 111,0 процентов, на период 2015-2016 годов, с учетом параметров базового варианта Прогноза сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, показатель скорректирован в сторону уменьшения.
Сопоставление основных экономических показателей прогноза, уточненных с учетом сложившейся экономической ситуации, с ранее утвержденными параметрами прогноза 2014-2016 годов приведено в таблице.
Таблица
Показатели
2014 год
Отклонение
2015 год
Отклонение
2016 год
Отклонение
Прогноз
Оценка
Прогноз
Прогноз
август 2013 года
август 2014 года
август 2013 года
август 2014 года
август 2013 года
август 2014 года
1. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) (раздел C, D, E)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
104,1
102,7
-1,4
104,2
102,5
-1,7
102,8
103,0
+0,2
в том числе:
1.1. Добыча полезных ископаемых (раздел C)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
100
117
+17,0
100
111,4
+11,4
100
112
+12
1.2. Обрабатывающие производства (раздел D)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
105,0
103,7
-1,3
105,0
103,2
-1,8
103,2
103,6
+0,4
1.3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел E)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
100,1
98,0
-0,3
100,6
99,0
-0,7
100,7
100,0
-0,7
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
102,4
103,1
+0,7
103,8
104,2
+0,4
102,5
101,9
-0,6
3. Оборот розничной торговли
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
105,9
102,1
-3,8
106,0
102,3
-3,7
106,1
103,4
-2,7
4. Оборот общественного питания
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
106,2
106,9
+0,7
106,1
107,2
+1,1
106,3
107,4
+1,1
5. Объем платных услуг населению
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
100,4
101,4
+1,0
102,3
101,6
-0,7
102,4
102,0
-0,4
6. Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения (тысяч человек)
273,1
274,2
+1,1
273,7
275,8
+2,1
274,1
277,5
+3,4
7. Трудовые ресурсы и оплата труда
Численность занятых в экономике (тысяч человек)
155,0
151,3
-3,7
153,9
150,5
-2,4
152,8
148,8
-4,0
Численность работающих на предприятиях и в организациях (тысяч человек)
100,8
99,6
-1,2
100,4
99,0
-1,4
99,9
98,3
-1,6
Фонд заработной платы, темп роста (проценты)
110,6
109,9
-0,7
111,1
107,4
-3,7
111,2
108,1
-3,1
Среднемесячная заработная плата 1 работника, темп роста (проценты)
111,0
111,0
0,0
111,5
108,0
-3,5
111,8
108,9
-2,9
------------------------------------------------------------------