Постановление Администрации Чухломского муниципального района Костромской области от 26.09.2014 N 414-а "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие мясного и помесного скотоводства в Чухломском муниципальном районе Костромской области на 2015-2017 годы"



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧУХЛОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. № 414-а

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МЯСНОГО И ПОМЕСНОГО СКОТОВОДСТВА В ЧУХЛОМСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015-2017 ГОДЫ"

В соответствии с постановлением администрации Чухломского муниципального района Костромской области от 30 июня 2014 года № 276-а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Чухломского муниципального района Костромской области и проведения оценки эффективности их реализации", руководствуясь Уставом муниципального образования Чухломский муниципальный район Костромской области, постановляю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие мясного о помесного скотоводства в Чухломском муниципальном районе Костромской области на 2015-2017 годы" (приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел сельского хозяйства администрации Чухломского муниципального района Костромской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

Глава администрации
Чухломского
муниципального района
Костромской области
А.Ю.ЗНАМЕНСКИЙ





Утверждена
постановлением
администрации
Чухломского
муниципального района
Костромской области
от 26 сентября 2014 года № 414-а

Ведомственная целевая программа
"Развитие мясного и помесного скотоводства в Чухломском
муниципальном районе Костромской области на 2015-2017 годы"

Глава 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.
Ответственные исполнители Программы
Отдел сельского хозяйства администрации Чухломского муниципального района Костромской области, сельскохозяйственные товаропроизводители района
2.
Сроки реализации Программы
2015-2017 годы
3.
Цели и задачи Программы
Цель Программы:
обеспечение населения района и области высококачественной говядиной
Задачи Программы:
увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, в том числе маточного поголовья;
увеличение производства высококачественной говядины скота мясных пород;
улучшение кормовой базы;
создание дополнительных рабочих мест
4.
Целевые индикаторы и показатели Программы
Показатели Программы:
1) общее поголовье мясного скота:
2015 г. - 22 гол.;
2016 г. - 24 гол.;
2017 г. - 25 гол.;
2) в том числе поголовье коров специализированных мясных пород: нет
3) общее поголовье помесного скота:
2015 г. - 685 гол.;
2016 г. - 705 гол.;
2017 г. - 740 гол.;
4) в том числе поголовье помесных коров:
2015 г. - 350 гол.;
2016 г. - 375 гол.;
2017 г. - 400 гол.;
5) производство на убой в живом весе мясного и помесного крупного рогатого скота:
2015 г. - 0,1 тыс. тонн;
2016 г. - 0,1 тыс. тонн;
2017 г. - 0,1 тыс. тонн;
6) подпокровный подсев многолетних трав:
2015 г. - 50 га;
2016 г. - 110 га;
2017 г. - 160 га;
7) создание дополнительных рабочих мест:
2015 г. - 1 ед.;
2016 г. - 0 ед.;
2017 г. - 1 ед.
5.
Объемы финансирования Программы по годам реализации, тыс. рублей
Общая сумма финансирования программных мероприятий - 2040;
в том числе: внебюджетные источники - 2040;
в том числе по годам реализации:
2015 год: общая сумма - 620;
в том числе: внебюджетные источники - 620;
2016 год: общая сумма - 710;
в том числе: внебюджетные источники - 710;
2017 год: общая сумма - 710;
в том числе: внебюджетные источники - 710

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ
КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Программа "Развитие мясного и помесного скотоводства в Чухломском муниципальном районе Костромской области на 2015-2017 годы" направлена на реализацию муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства Чухломского муниципального района Костромской области на 2015-2020 годы", утвержденной постановлением администрации Чухломского муниципального района Костромской области от 26 сентября 2014 года № 413-а, и обеспечение населения района и области высококачественной говядиной.
Программа направлена на повышение конкурентоспособности подотрасли мясного скотоводства.
В настоящее время в районе 10 сельскохозяйственных предприятий специализируются на выращивании и откорме мясного и помесного крупного рогатого скота, начинают заниматься производством высококачественной говядины.
В то же время предпринимаемые меры недостаточны для устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, так как не позволяют решить главные проблемы:
низкая инвестиционная привлекательность сегмента вследствие более длительного срока окупаемости по сравнению со свиноводством и птицеводством (8-10 лет против 3-5 лет и 2-3 лет соответственно);
деградация пастбищ, низкое качество отечественного генофонда мясных пород крупного рогатого скота и недостаточное его количество;
отсутствие откормочных предприятий.
Вопросы развития отрасли будут решаться объединенными усилиями сельскохозяйственных предприятий, отдела сельского хозяйства администрации Чухломского муниципального района с привлечением частных инвестиций, кредитных ресурсов, расширением форм государственной поддержки. Комплексный подход к решению проблем в отрасли мясного скотоводства предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.
Учитывая сложившиеся экономические и хозяйственные условия возрождения мясного скотоводства, наиболее дешевым и реальным путем создания товарного мясного скотоводства является скрещивание ремонтных телок и коров молочного направления продуктивности с быками мясных пород.
Отсутствие специализированных комплексов по доращиванию и откорму молодняка на мясо привело к экстенсивным методам выращивания крупного рогатого скота в районе с большими затратами средств. Расход кормов на 1 кг прироста почти вдвое превышает норму.
Успешная организация выращивания и откорма молодняка мясного и помесного скота, высокая его продуктивность могут быть достигнуты только при хорошо организованной, устойчивой кормовой базе, обеспечивающей бесперебойное и полноценное кормление животных.
Немаловажное значение имеет стоимость кормов, поскольку в себестоимости животноводческой продукции их удельный вес составляет 50 и более процентов.
В связи с этим для обеспечения продуктивности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разводимым в области породам мясного скота, необходима серьезная работа по восстановлению пастбищ, обеспечению полнорационного кормления животных, закупке современной кормозаготовительной техники и технологического оборудования.
Предлагаемые меры позволят обеспечить интенсификацию выращивания и расширения масштабов заключительного откорма как молодых, так и взрослых животных, повышение средней живой массы молодняка, снимаемого с откорма, до 400-450 килограммов.
Разводимыми породами мясного скота в Чухломском районе является лимузинская, абердин-ангусская. Лимузинская имеет высокую племенную ценность и содержится в ООО "Престиж" и в КФХ Бойкова, абердин-ангусская - в СПК "Родник".
Для улучшения и создания условий для дальнейшего роста производства крупного рогатого скота необходим комплекс системных мер, который позволит обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства.
Реализация Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в районе ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление мясного скотоводства в целях повышения его устойчивости и конкурентоспособности.
Данная Программа является экономически значимой программой для развития отрасли мясного и помесного скотоводства в районе.
В последние годы как в сельскохозяйственных организациях района, так и в хозяйствах всех категорий, наблюдается тенденция сокращения производства говядины, обусловленная снижением численности поголовья крупного рогатого скота и недостаточным количеством специализированного мясного скота.
В сельскохозяйственных организациях Чухломского района по состоянию на 1 января 2014 года содержалось 311 голов маточного поголовья по системе "корова-теленок".
Основной причиной снижения производства мяса крупного рогатого скота является низкая экономическая эффективность мясного скотоводства, обусловленная затратными технологиями производства, недостаточной интенсивностью выращивания и откорма молодняка мясных пород, а также отсутствием экономической взаимовыгодной системы сбыта высококачественной говядины.
Проблема повышения эффективности производства продукции мясного скотоводства, является на сегодняшний день одной из важнейших для сельского хозяйства района. Негативные тенденции в отраслях животноводства выражались, прежде всего, в сокращении численности поголовья сельскохозяйственных животных, снижении объемов производства продукции животноводства, в том числе мяса крупного рогатого скота.
Произошедший спад поголовья крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях и крестьянско-фермерских хозяйствах с 1575 голов в 2009 году до 954 голов в 2013 году не сопровождался объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением поголовья мясного скота.
При этом и сегодня практически всю говядину получают от откормочных животных из молочных стад. Среднесуточные приросты на выращивании, откорме и нагуле составляют в среднем 350 гр., средняя живая масса скота, реализованного на убой, - 300 кг, высокая доля низкокачественной говядины, получаемой от убоя выбракованных коров. Выращивание крупного рогатого скота ведется экстенсивными методами, с большими затратами средств, расход корма на 1 кг прироста превышает норму почти вдвое.
Для кардинального изменения ситуации в подотрасли, создания условий для дальнейшего роста необходим комплекс системных мер, который позволит обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства крупного рогатого скота мясных пород в долгосрочной перспективе.
В целом комплекс мер приведет к повышению престижности труда в сельском хозяйстве, привлечению в отрасль квалифицированных кадров, улучшению демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности, развитию транспортной инфраструктуры и жилой застройки, связанной со схемами территориального планирования.

Таблица № 1

Анализ состояния мясного скотоводства
в Чухломском районе Костромской области

Показатели
Ед. изм.
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2013 к 2009 году, %
Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - КФХ), всего
голов
1575
1228
1055
1206
954
60,6
в том числе мясного и помесного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего
голов
104
134
451
681
643
в 6,2 р.
Валовое производство говядины в живом весе от мясного и помесного скота в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ
тонн
124
100
92
86,1
82,4
66,5
Выручка от реализации мяса крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях
тыс. руб.
4571
1635
4893
5992
3986
87

Глава 3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Цель Программы:
- обеспечение населения района и области высококачественной говядиной.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, в том числе маточного поголовья;
2) увеличение производства высококачественной говядины скота мясных и помесных пород;
3) улучшение кормовой базы;
4) создание дополнительных рабочих мест.
Срок реализации Программы: 2015-2017 годы.

Глава 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Общая потребность в финансовых средствах Программы по мероприятиям и источникам финансирования представлена в таблице № 2.

Таблица № 2

Общая потребность в финансировании
программных мероприятий по источникам

Наименование показателя
2015 год
2016 год
2017 год
2015-2017 годы
Общая стоимость реализации программных мероприятий, тыс. руб., в том числе:
620
710
710
2040
субсидии из федерального бюджета, млн. руб.
-
-
-
-
субсидии из областного бюджета, млн. руб.
-
-
-
-
внебюджетные источники, млн. руб.
620
710
710
2040

В качестве внебюджетных источников финансирования подразумевается привлечение собственных и заемных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Глава 5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для достижения перечисленных задач необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. создание и технологическая модернизация откормочных предприятий:
государственная поддержка данного мероприятия будет осуществляться путем субсидирования части затрат на строительство и реконструкцию производственных объектов по мясному и помесному скотоводству;
2. коренное улучшение естественных пастбищ:
государственная поддержка данного мероприятия будет осуществляться путем субсидирования части затрат на приобретение семян многолетних трав;
3. приобретение мясного и помесного скота для формирования товарных стад:
государственная поддержка данного мероприятия будет осуществляться путем субсидирования части затрат на приобретение мясного и помесного молодняка и на приобретение поголовья коров мясного направления продуктивности;
4. содержание маточного поголовья мясного и помесного скота в товарных стадах по системе "корова-теленок":
государственная поддержка данного мероприятия будет осуществляться путем субсидирования части затрат на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота мясного и помесного направления продуктивности по ставке из расчета на 1 мясную и помесную корову, от которой получен живой теленок, в текущем финансовом году.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении № 1 к настоящей Программе.

Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ, ОПИСАНИЕ
ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Итоги реализации Программы (целевые индикаторы) приведены в таблице № 3.

Таблица № 3

Целевые индикаторы Программы

Наименование показателя
2014 год (прогноз)
2015 год
2016 год
2017 год
2017 к 2014 году, %
Общее поголовье мясного скота, включая КФХ и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), голов
5
22
24
25
в 5 р.
В том числе поголовье коров специализированных мясных пород, включая КФХ и ИП, голов
-
-
-
-
-
Общее поголовье помесного скота, включая КФХ и ИП, голов
675
685
705
740
109,6
В том числе поголовье помесных коров, включая КФХ и ИП, голов
320
350
375
400
125
Поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, включая КФХ и ИП, голов
680
707
729
765
112,5
Производство на убой в живой массе мясного и помесного крупного рогатого скота, тонн
94
96
98
100
106,4
Подпокровный подсев многолетних трав, га
20
50
110
160
в 8 р.
Создание дополнительных рабочих мест, ед.
-
1
-
1
x

Реализация Программы не несет негативных экологических последствий и будет способствовать развитию других подотраслей животноводства.

Таблица № 4

Экономическая и социальная эффективность
реализации Программы

Наименование показателя
2013 год (факт)
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2015-2017 гг.
Выручка от реализации говядины от мясного и помесного скота, тыс. руб.
3986
4000
4100
4200
4250
12550
Прирост выручки от реализации говядины от мясного и помесного скота, тыс. руб.
x
14
100
100
150
350
Создание дополнительных рабочих мест, ед.
x
-
1
-
1
2

Выручка от реализации продукции рассчитана в ценах базового 2013 года с учетом уровня инфляции по годам.
Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования Программы будет проводиться по годам. Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утверждаемые Костромастатом, а также ведомственной отчетности.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1) внешние риски:
колебания рыночной конъюнктуры, которые могут привести к изменению цен на сырье, энергоресурсы, колебаниям спроса на продукцию;
изменения внешнеэкономической ситуации, которые могут привести к изменению квот и таможенных пошлин;
2) внутренние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны сельхозтоваропроизводителей из собственных и заемных средств, а также бюджета Костромской области;
организационные риски, дефицит кадров;
производственные и технологические риски (несоблюдение условий содержания и кормления животных).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на покупные корма и энергоресурсы, другие товары и услуги, а также с изменением внешнеэкономической ситуации, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Природно-климатический фактор также будет присутствовать в оценке рисков. Это связано с тем, что в условиях природных аномалий объемы заготовки кормов для скота могут снижаться до критического уровня, что будет приводить и к падению численности поголовья крупного рогатого скота и к снижению их продуктивности.
Существуют также риски, связанные с макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами. Прогнозируемые риски могут спровоцировать снижение производства говядины скота мясных пород к ранее достигнутым объемам. В случае невыполнения объемов производства говядины от скота мясных пород, предусмотренных Программой, могут возникать ситуации неосвоения средств государственной поддержки, снижая тем самым эффективность программных мероприятий.
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее своевременного финансирования и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.

Глава 7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:

Эобщ = ВП / Ф x 100%,

где:
Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
ВП - ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования производства продукции. Как видно из таблицы 5, значение коэффициента Эобщ в среднем арифметическом выражении составляет 6,17%.

Таблица № 5

Расчет эффективности расходования
бюджетных средств по Программе

Показатели
Ед. изм.
Годы
2015
2016
2017
2015-2017
Ежегодный прирост реализации говядины
тонн
0,1
0,1
0,1
0,3
То же в стоимостном выражении (ВП)
тыс. руб.
4100
4200
4250
12550
Финансирование на реализацию программных мероприятий
всего
тыс. руб.
620
710
710
2040
в т.ч. за счет:





федерального бюджета
тыс. руб.
-
-
-
-
областного бюджета
тыс. руб.
-
-
-
-
внебюджетных источников
тыс. руб.
620
710
710
2040
Показатели эффективности
Эобщ
%
6,6
5,9
6,0
6,17

Последействие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения Программы минимум 5-6 лет, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования технологически модернизированных ферм превышает указанные сроки.

Глава 8. МЕТОДИКА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Для оценки эффективности расходования бюджетных средств используются количественный и качественный методы.
Количественный метод:
оценка достижения показателя результативности проводится на основе анализа информации, указанной в государственных статистических и ведомственных отраслевых формах отчетности.
Качественный метод:
достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
При расчете эффективности реализации Программы используются основные целевые индикаторы и их коэффициенты весомости.

Таблица № 6

Основные целевые индикаторы Программы
и коэффициенты их весомости

Наименования индикаторов
Коэффициент весомости
Общее поголовье мясного скота
0,2
Поголовье коров специализированных мясных пород
0,1
Общее поголовье помесного скота
0,2
Поголовье помесных коров
0,1
Общее поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами
0,2
Производство на убой в живой массе мясного и помесного крупного рогатого скота
0,1
Подпокровный подсев многолетних трав
0,05
Создание дополнительных рабочих мест
0,05
Всего
1,0

Коэффициент эффективности Программы будет определяться по формуле:



где:
Зф - фактическое значение индикатора;
Зn - плановое значение индикатора;
i - количество индикаторов;
kb - коэффициент весомости.
При значении показателя эффективности до 50 процентов эффективность Программы признается низкой, при значении показателя от 50 процентов до 85 процентов - средней, свыше 85 процентов - высокой.

Глава 9. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Программы представляет собой согласованные по срокам и направлениям действий исполнителей конкретные мероприятия, ведущие к достижению поставленных целей.
Отдел сельского хозяйства в ходе реализации Программы:
1) осуществляет текущее управление Программой, обеспечивает целевое и эффективное использование финансовых средств;
2) организует ведение отчетности по Программе;
3) вносит изменения в действующую Программу;
4) осуществляет мониторинг реализации Программы;
5) проводит оценку эффективности реализации Программы;
6) вносит на рассмотрение администрации Чухломского муниципального района предложения о досрочном прекращении реализации Программы, в том числе из-за ее низкой эффективности





Приложение № 1
к Ведомственной целевой
программе "Развитие мясного
и помесного скотоводства
в Чухломском муниципальном
районе Костромской области
на 2015-2017 годы"

Перечень программных мероприятий

Мероприятие
Виды государственной поддержки
Ответственный исполнитель
Срок реализации мероприятий, годы
Источники финансирования мероприятий
Объемы финансирования мероприятий, млн. руб.
2015
2016
2017
2015-2017 годы
1. Создание и технологическая модернизация откормочных предприятий
Субсидирование части затрат на строительство и реконструкцию производственных объектов по мясному и помесному скотоводству
Отдел сельского хозяйства администрации Чухломского муниципального района, сельскохозяйственные товаропроизводители района
2015-2017
Внебюджетные источники
50
50
50
150
Итого
50
50
50
150
2. Коренное улучшение естественных пастбищ
Субсидирование части затрат на приобретение семян многолетних трав для закладки долголетних культурных пастбищ
Отдел сельского хозяйства администрации Чухломского муниципального района, сельскохозяйственные товаропроизводители района
2015-2017
Внебюджетные источники
10
10
10
30
Итого
10
10
10
30
3. Приобретение мясного и помесного скота для формирования товарных стад
Субсидирование части затрат на приобретение мясного и помесного молодняка
Отдел сельского хозяйства администрации Чухломского муниципального района, сельскохозяйственные товаропроизводители района
2015-2017
Внебюджетные источники
60
120
120
300
Итого
60
120
120
300
4. Содержание маточного поголовья мясного и помесного скота в товарных стадах по системе "корова-теленок"
Субсидирование части затрат на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота мясного и помесного направления продуктивности по ставке из расчета на 1 мясную и помесную корову, от которой получен живой теленок, в текущем финансовом году
Отдел сельского хозяйства администрации Чухломского муниципального района, сельскохозяйственные товаропроизводители района
2015-2017
Внебюджетные источники
500
530
530
1560
Итого
500
530
530
1560
Итого по мероприятиям


2015-2017
Внебюджетные источники
620
710
710
2040
Итого
620
710
710
2040


------------------------------------------------------------------