Приказ Департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 04.07.2014 N 182 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских хозяйств Костромской области на 2015-2017 годы"



ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 4 июля 2014 г. № 182

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ НА БАЗЕ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ КОСТРОМСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2015-2017 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса
Костромской области от 28.07.2015 № 146)

В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", в целях создания экономических предпосылок для развития и распространения семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Костромской области приказываю:
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 28.07.2015 № 146)
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2015-2017 годы".
2. Отделу финансов, бухгалтерского учета и господдержки обеспечить финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2015-2017 годы" в пределах лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Директор департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
С.В.ИВАНОВ





Приложение

Утверждена
приказом
директора департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
от 4 июля 2014 года № 182

Ведомственная целевая программа
"Развитие семейных животноводческих ферм
на базе крестьянских (фермерских) хозяйств
Костромской области на 2015-2017 годы"
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса
Костромской области от 28.07.2015 № 146)

Глава 1. ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса
Костромской области от 28.07.2015 № 146)

Исполнительный орган государственной власти Костромской области, ответственный за разработку ведомственной целевой программы (далее - Программа)
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области
Наименование подпрограммы и государственной программы Костромской области
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы"
Должностное лицо, утвердившее Программу (дата утверждения), реквизиты соответствующего нормативного акта
директор департамента агропромышленного комплекса Костромской области Иванов С.В., приказ от 4 июля 2014 года № 182
Цели и задачи Программы
Цели Программы:
1) создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства;
2) повышение уровня доходов сельского населения;
3) увеличение объемов производимой продукции.
Задача Программы - оказание содействия в развитии семейных животноводческих ферм, объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, созданных на базе семейных животноводческих ферм, и их комплектации
Сроки реализации Программы
2015-2017 гг.
Перечень мероприятий Программы
1) организация и проведение конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств - получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм;
2) предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм;
3) проведение обучающих семинаров, курсов с главами крестьянских (фермерских) хозяйств по развитию семейных животноводческих ферм
Объем и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования программных мероприятий - 331 195,0 тыс. руб.
в том числе:
федеральный бюджет - 122 312,0 тыс. руб.;
областной бюджет - 76 400,0 тыс. руб.;
внебюджетные источники - 132 483,0 тыс. руб.
В том числе по годам реализации:
2015 год:
общая сумма - 47 862,0 тыс. руб.;
федеральный бюджет - 23 712,0 тыс. руб.;
областной бюджет - 5 000,0 тыс. руб.;
внебюджетные источники - 19 150,0 тыс. руб.
2016 год:
общая сумма - 133 333,0 тыс. руб.;
федеральный бюджет - 46 400,0 тыс. руб.;
областной бюджет - 33 600,0 тыс. руб.;
внебюджетные источники - 53 333,0 тыс. руб.
2017 год:
общая сумма - 150 000,0 тыс. руб.;
федеральный бюджет - 52 200,0 тыс. руб.;
областной бюджет - 37 800,0 тыс. руб.;
внебюджетные источники - 60 000,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты Программы
Ожидаемые результаты в 2017 году:
1) увеличение количества семейных животноводческих ферм на 24 единицы;
2) увеличение поголовья крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 20,4%;
3) увеличение объема производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах до 2,9 тыс. тонн;
4) увеличение объема производства мяса на убой в живом весе до 0,42 тыс. тонн;
5) увеличение поголовья овец и коз в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 14,7%;
6) создание 72 дополнительных рабочих мест

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

1. Одним из приоритетных направлений развития на территории Костромской области является производство продуктов животноводства. Данная отрасль имеет большое значение для обеспечения продовольственной безопасности региона.
Большой потенциал в увеличении производства продукции животноводства и самообеспечении продуктами питания имеют личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые являются неотъемлемым элементом крестьянского уклада жизни сельского населения.
2. По данным Федеральной службы государственной статистики на территории Костромской области на 1 января 2014 года зарегистрировано 137,0 тысяч семей, ведущих личное подсобное хозяйство, 522 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Основные показатели развития крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области по годам приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели развития крестьянских (фермерских)
хозяйств Костромской области в 2009-2013 гг.

Показатели
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2013 г. к 2009 г., %
1. Валовая продукция сельского хозяйства, млн. рублей
Продукция сельского хозяйства всего
133,4
129,5
163,5
160,8
195,2
146,3
в том числе:






растениеводство
32,3
27,9
67,0
56,6
76,3
236,2
животноводство
101,1
101,6
96,5
104,2
118,9
117,6
Удельный вес в валовой продукции сельского хозяйства, %
1,1
0,9
1,1
1,0
1,2
+0,1 п. п.
2. Поголовье скота, голов
Крупный рогатый скот
1280,0
1529,0
2205,0
2721,0
3283,0
256,5
в т.ч. коровы
572,0
637,0
1020,0
1110,0
1325,0
231,6
Овцы и козы
596,0
648,0
952,0
1289,0
1230,0
206,4
Лошади
11,0
16,0
12,0
15,0
9,0
81,8
3. Производство основных видов животноводческой продукции
Молоко, тонн
2342,0
2207,0
2186,0
2122,0
2109,0
90,1
Скот и птица, всего, тонн в ж. м.
678,0
587,0
264,0
297,0
332,0
49,0
Удельный вес в общем объеме производства молока, %
1,6
1,6
1,7
1,8
1,9
+0,3 п. п.
Удельный вес в общем объеме производства скота и птицы на убой, %
2,1
1,8
1,2
1,4
1,1
-1 п. п.

В 2013 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Костромской области произведено продукции на сумму 195,2 млн. рублей, их удельный вес в областном валовом объеме продукции сельского хозяйства составил 1,2%.
За последние пять лет в крестьянских (фермерских) хозяйствах наблюдается тенденция увеличения поголовья сельскохозяйственных животных, так в 2013 году по сравнению с 2009 годом поголовье крупного рогатого скота увеличилось в 2,5 раза, овец и коз - в 2,0 раза. Это происходит преимущественно за счет увеличения количества крестьянских (фермерских) хозяйств.
Удельный вес поголовья крупного рогатого скота в общем поголовье в 2013 году в крестьянских (фермерских) хозяйствах Костромской области составил 5,4 процента.
В 2013 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено 2109,0 тонн молока и 332,0 тонны мяса, что составляет от произведенной продукции всеми категориями хозяйств 1,9% и 1,1% соответственно. По сравнению с 2012 годом наблюдается снижение объемов молока на 0,6% и рост объемов производства мяса на 11,8%.
Производство животноводческой продукции во многих крестьянских (фермерских) хозяйствах - трудоемкий процесс с большой долей ручного труда, крупный рогатый скот, содержащийся в них, является малопродуктивным, поэтому продукция крестьянских (фермерских) хозяйствах имеет большую себестоимость и менее конкурентоспособна в сравнении с продукцией, производимой в хозяйствах, имеющих современные животноводческие фермы.
3. Одним из основных факторов, сдерживающих развитие животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах, является низкий уровень их материально-технического оснащения и соответственно использование устаревших технологий производства продукции, что является причиной высоких затрат труда и средств и недостаточно высокой эффективности производства. Отсюда отсутствие средств для перехода на новые современные технологии производства продукции. Даже крепким крестьянским (фермерским) хозяйствам сегодня нужна дополнительная финансовая поддержка, чтобы перейти на качественно новый технологический уровень, соответствующий современным мировым стандартам сельскохозяйственного производства.
Кроме того, проблемами в развитии отрасли животноводства среди субъектов малого предпринимательства Костромской области являются:
1) недостаточная развитость, а в отдельных случаях и отсутствие племенных репродукторов по разведению крупного рогатого скота молочного направления и птицы;
2) недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам;
3) неурегулированность экономических отношений в цепочке: сельскохозяйственный производитель-перерабатывающая промышленность-оптовая и розничная торговля.
4. Участие крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств (при условии перехода в статус крестьянских (фермерских) хозяйств) в Программе позволит создать предпосылки для увеличения производства животноводческой продукции, увеличения маточного поголовья животных, повышения уровня жизни и обеспечения занятости сельского населения, а также распространения передового опыта организации животноводства, относящегося к приоритетным целям развития агропромышленного комплекса в области.
Ведомственная целевая программа "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2015-2017 годы" является программно-целевым инструментом подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы", призвана стать инструментом для достижения независимости от ввоза продуктов животноводства, что является частью приоритетных целей развития агропромышленного комплекса, на реализацию которых направлена деятельность департамента агропромышленного комплекса Костромской области.
(абзац введен приказом департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 28.07.2015 № 146)
5. В рамках данной Программы используются следующие понятия:
заявитель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства, подающий заявку в конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм;
под семейной животноводческой фермой понимается производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, рыбы и птицы, находящийся в собственности и пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", члены которого связаны родством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии;
под развитием семейной животноводческой фермы понимается строительство, реконструкция или модернизация фермы, в том числе ее проектирование, возведение, комплектация оборудованием и сельскохозяйственными животными.
6. Поддержка развития животноводства из областного бюджета обусловлена необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для крупного рогатого скота, свиней и птицы.
Для модернизации отрасли животноводства Костромская область располагает всеми необходимыми предпосылками. Имеются достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов.
Вместе с тем, сектор крестьянских (фермерских) хозяйств имеет определенный потенциал для развития животноводства. Спрос на сырое отечественное молоко и другие виды сельскохозяйственного производства со стороны российских перерабатывающих заводов по мере углубления переработки продукции будет возрастать, а крестьянские (фермерские) хозяйства, работающие в отличие от крупных корпоративных структур без лишнего управленческого бюрократического аппарата, способны наладить управление небольшими семейными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.
Таким образом, возникает необходимость разработки и реализации программных мероприятий, направленных на развитие семейных животноводческих ферм и увеличение валового производства продукции животноводства.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7. Системный и взаимосвязанный характер актуальных проблем дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства в Костромской области требует их решения на принципах программно-целевого метода государственного управления, предусматривающих формулирование системы целей, задач и целевых показателей для оценки эффективности реализации Программы, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, разработку механизма управления Программой.
8. Целями Программы являются:
1) создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства;
2) повышение уровня доходов сельского населения;
3) увеличение объемов производимой продукции.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующей задачи:
оказание содействия в развитии семейных животноводческих ферм, объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, созданных на базе семейных животноводческих ферм, и их комплектации.
Срок реализации Программы - 2015-2017 годы.
(п. 8 в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 28.07.2015 № 146)

Глава 4. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

9. Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Общая потребность в финансировании программных мероприятий по источникам финансирования по годам представлена в таблице 2.

Таблица 2

Общая потребность в финансировании
программных мероприятий по источникам
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса
Костромской области от 28.07.2015 № 146)

Источник финансирования
2015 год
2016 год
2017 год
Всего
Общий объем финансирования программных мероприятий, тыс. руб.
47 862,0
133 333,0
150 000,0
331 195,0
в том числе:




федеральный бюджет, тыс. руб.
23 712,0
46 400,0
52 200,0
122 312,0
областной бюджет, тыс. руб.
5 000,0
33 600,0
37 800,0
76 400,0
внебюджетные источники, тыс. руб.
19 150,0
53 333,0
60 000,0
132 483,0

10. Финансирование Программы осуществляется в пределах бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Финансирование Программы из федерального бюджета осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств.
В качестве внебюджетных источников финансирования подразумевается привлечение собственных и заемных средств глав крестьянских (фермерских) хозяйств.
11. Финансирование программных мероприятий в разрезе направлений программных мероприятий, источников и объемов финансирования представлено в приложении № 1 к Программе.

Глава 5. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

12. Программа определяет направления деятельности (отрасли животноводства и растениеводства) для развития крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий.
В результате реализации Программы планируется создание семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств по следующим направлениям:
от 20 до 100 и более голов крупного рогатого скота молочного направления;
от 20 до 100 и более голов крупного рогатого скота на откорм;
от 50 до 300 и более голов овец или коз;
от 1000 и более голов птиц.
Действие Программы также распространяется на семейные животноводческие фермы, созданные на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающиеся разведением других сельскохозяйственных животных, рыбы и птицы, помимо указанных выше (кроме свиней).
13. Программой предусмотрен комплекс мероприятий по стимулированию развития крестьянских (фермерских) хозяйств:
1) организация и проведение конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств - получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Информация о сроках проведения конкурсного отбора, сроках подачи документов, условиях предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте департамента АПК.
Для участия в мероприятиях Программы заявитель должен подать в конкурсную комиссию заявку на участие в конкурсном отборе с приложением пакета документов. Условия проведения конкурсного отбора, предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, направления их расходования, механизмы контроля и ответственность за целевое и эффективное расходование бюджетных средств определяются постановлением администрации Костромской области.
2) предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Грант на развитие семейных животноводческих ферм - средства областного бюджета, перечисляемые департаментом АПК на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат на мероприятия, предусмотренные сметой расходов, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, в порядке, утверждаемом постановлением администрации Костромской области.
В смету расходов включаются затраты, направленные на:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
покупку сельскохозяйственных животных.
Гранты на развитие семейных животноводческих ферм предоставляются в размере 60% от каждой статьи затрат, установленной сметой расходов на развитие семейных животноводческих ферм, но не более 10 миллионов рублей на одного главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
В целях предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм производится конкурсный отбор на основании оценки эффективности представленных заявителями бизнес-планов по критериям, утверждаемым постановлением администрации Костромской области.
Бизнес-план должен содержать мероприятия по созданию и развитию семейной животноводческой фермы, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснование строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет.
По каждому из оцениваемых бизнес-планов выводится итоговый балл. Гранты на развитие семейных животноводческих ферм предоставляются заявителям, набравшим наибольшее количество баллов. Количество победителей определяется в зависимости от размера гранта конкретному заявителю и объема средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год, а также средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм.
Сумма собственных средств главы крестьянского (фермерского) хозяйства, вложенных в реализацию проекта по развитию семейной животноводческой фермы, должна составлять не менее 40% от каждой статьи затрат, установленной сметой расходов на развитие семейных животноводческих ферм, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждой статьи затрат.
Использовать грант необходимо в течение 18 месяцев со дня поступления его на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы.
Грант на развитие семейной животноводческой фермы, полученный крестьянским (фермерским) хозяйством, в случае нецелевого использования подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Крестьянское (фермерское) хозяйство может принять участие в Программе лишь один раз;
3) проведение обучающих семинаров, курсов с главами крестьянских (фермерских) хозяйств по развитию семейных животноводческих ферм.
Мероприятие предполагает проведение обучающих семинаров с субъектами малого предпринимательства о порядке и условиях участия в Программе, о возможностях участия крестьянских (фермерских) хозяйств в мероприятиях Государственной программы и региональных программах по развитию малого и среднего предпринимательства.
14. В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" крестьянские (фермерские) хозяйства также имеют право на получение иных видов государственной поддержки, не возмещаемых в рамках мероприятий данной Программы.
Государственная поддержка направлена на:
возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами;
погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;
предоставление субсидий на племенное животноводство;
предоставление субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования сельскохозяйственным товаропроизводителям Костромской области;
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение элитных семян;
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями;
предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом генеральных планов развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры поселений;
ветеринарное обслуживание и помощь в племенной работе.
Крестьянским (фермерским) хозяйствам в соответствии с Законом Костромской области от 5 марта 2004 года № 172-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения Костромской области" предоставляются в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения без торгов с возможностью выкупа земельного участка в собственность по льготной цене (10% от кадастровой стоимости).
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств могут принять участие в программах Костромской области по улучшению жилищных условий. Кроме того, на территории Костромской области создан Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства в сельской местности Костромской области "Костромаагрожилстройинвест", который оказывает содействие в строительстве жилья в сельской местности, путем предоставления льготных целевых займов.
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 28.07.2015 № 146)
В целях оказания содействия развитию кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области создано государственное предприятие "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области".
Основной вид деятельности Гарантийного фонда - предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах и договорах о предоставлении банковских гарантий.
В целях организации сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами или садоводческими, огородническими товариществами, действует упрощенный порядок предоставления торговых мест, заключения договоров о предоставлении торговых мест на розничных, в том числе на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных, универсальных рынках, расположенных на территории Костромской области, утвержденный постановлением администрации Костромской области от 4 июня 2007 года № 124-а "О порядке предоставления торговых мест, заключения договоров о предоставлении торговых мест на розничных, в том числе на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных, универсальных рынках, расположенных на территории Костромской области". Для обеспечения жителей области молочной продукцией, мясопродуктами и плодоовощной продукцией органами местного самоуправления муниципальных образований области проводятся ярмарки.
На территории области в муниципальных районах действуют 2 центра сельскохозяйственного консультирования: "Центр сельскохозяйственного консультирования" Шарьинского муниципального района; "Центр сельскохозяйственного консультирования" Костромского муниципального района. Специалисты Центров сельскохозяйственного консультирования предоставляют услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области животноводства, организации сельского бизнеса, юриспруденции, бухгалтерского учета. Проводят индивидуальные и групповые консультации, семинары и практические занятия для специалистов сельхозпредприятий.

Глава 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

15. Механизм реализации Программы представляет собой согласованные по срокам и направлениям действия департамента АПК, конкретные мероприятия, ведущие к достижению поставленных целей.
Департамент АПК в ходе реализации Программы:
1) осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы, в том числе с выездом на место, организует ведение отчетности по Программе и обеспечивает ее предоставление соответствующим органам государственной власти;
2) обеспечивает контроль за движением и целевым расходованием бюджетных средств главами крестьянских (фермерских) хозяйств;
3) обеспечивает подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий Программы на очередной финансовый год;
4) осуществляет мониторинг результатов реализации Программы;
5) подготавливает проекты приказов департамента АПК о внесении изменений в Программу;
6) проводит оценку эффективности реализации Программы.
Департамент АПК организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий и других материалов.
Составной частью механизма финансирования является выделение средств из федерального бюджета на запланированные мероприятия.
16. В целях подтверждения использования бюджетных средств глава крестьянского (фермерского) хозяйства представляет в департамент АПК отчет о целевом расходовании средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы в соответствии с порядком, утверждаемым постановлением администрации Костромской области, и заключенным между департаментом АПК и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Соглашением о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы.

Глава 7. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПО ГОДАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

17. Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей региона в области сельского хозяйства: повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.
Потребность в бюджетных финансовых ресурсах обоснована высокой важностью и масштабностью поставленной цели и задач для ее достижения.
Главным итогом реализации мероприятий Программы будет создание условий для устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Костромской области, что позволит:
увеличить темпы производства животноводческой продукции;
поднять уровень обеспечения населения региона этой продукцией;
повысить занятость и уровень жизни сельского населения;
увеличить поступление налоговых платежей во все уровни бюджетов.
18. Выполнение предусмотренных в Программе мероприятий позволит в 2017 году увеличить в крестьянских (фермерских) хозяйствах в сравнении с уровнем 2014 года:
поголовье крупного рогатого скота - на 20,4%, овец и коз - на 14,7%;
объем производства молока - на 33,6%, мяса скота и птицы на - 21,8%.
Результаты реализации Программы определяются количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности и сопоставимости.
Программой предусмотрен вспомогательный показатель, который определяет социальную эффективность реализации Программы.
Реализация Программы обеспечит создание порядка 72 новых рабочих мест в отрасли сельского хозяйства.
Основные целевые индикаторы Программы и их значение по годам приведены в таблице 3.

Таблица 3

Целевые индикаторы Программы

Показатель
2013 г.
(факт)
2014 г.
(оценка)
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2017 г. к 2014 г., %
Количество семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных с помощью государственной поддержки, ед.
x
6
7
8
9
x
Поголовье крупного рогатого скота на конец периода, гол.
3283,0
3523,0
3763,0
4003,0
4243,0
120,4
Поголовье овец и коз, гол.
1230,0
1291,0
1331,0
1381,0
1481,0
114,7
Валовое производство молока, тонн
2109,0
2235,0
2435,0
2685,0
2985,0
133,6
Валовое производство мяса, тонн
332,0
344,0
364,0
389,0
419,0
121,8
Количество созданных дополнительных рабочих мест, ед.
x
18
21
24
27
x

19. Реализация Программы не несет негативных экологических последствий и будет способствовать сохранению природных ресурсов путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
20. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
1) низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
2) рост цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для создания животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
3) аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой;
б) внутренние риски:
1) организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
2) производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Для устранения или уменьшения рисков необходимо:
1) своевременное финансирование программных мероприятий;
2) государственное регулирование цен в Российской Федерации;
3) страхование имущества, сельскохозяйственных животных и урожаев сельскохозяйственных культур;
4) привлечение альтернативных поставщиков и покупателей готовой продукции;
5) своевременная подготовка и обучение кадров;
6) информационная и методическая поддержка проводимых мероприятий.

Глава 8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

21. Оценка эффективности расходования бюджетных средств Программы осуществляется ежегодно департаментом АПК исходя из степени достижения показателя результативности, определенного в соглашении между администрацией Костромской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и определяется на основании соответствия прироста численности хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе, значению показателя, определенного в соглашении.
Эффективность расходования бюджетных средств определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по показателю Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора к общему объему финансирования, по формуле:

Эобщ = ТП / Ф x 100,

где:
Эобщ - показатель общей эффективности расходования финансовых средств;
ТП - ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования Программы.
Как видно из таблицы 4, значение показателя Эобщ в среднем арифметическом выражении составляет 9,8%.
Расчет эффективности расходования бюджетных средств приведен в таблице 4.

Таблица 4

Расчет эффективности расходования
бюджетных средств по Программе
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса
Костромской области от 28.07.2015 № 146)

Показатели
Ед. изм.
Годы
2015
2016
2017
2015-2017
Прирост валового производства молока
тонн
200,0
250,0
300,0
750,0
Прирост валового производства мяса
тонн
20,0
25,0
30,0
75,0
То же в стоимостном выражении (ТП)
тыс. руб.
8 942,6
13 527,9
17 239,8
39 710,3
Финансирование Программы
всего (Ф)
тыс. руб.
47 862,0
133 333,0
150 000,0
331 195,0
в т.ч. из областного бюджета (З)
тыс. руб.
5 000,0
33 600,0
37 800,0
76 400,0
Показатели эффективности
Эобщ
%
18,7
10,1
11,5
12,0
Эбобл
%
178,9
40,3
45,6
52,0

Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств области Эбобл составляет 52,0%, что позволит создать условия устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств на средне- и долгосрочную перспективу.
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 28.07.2015 № 146)
Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования Программы будет проводиться по годам. Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденные Костромастатом, а также ведомственной отчетности.

Глава 9. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

22. Для оценки эффективности расходования бюджетных средств используются количественный и качественный методы.
Количественный метод:
оценка достижения показателя результативности проводится на основе анализа информации, указанной в государственных статистических и ведомственных отраслевых формах отчетности.
Качественный метод:
достижение целевых индикаторов.
При расчете эффективности реализации Программы используются основные целевые показатели и их коэффициенты весомости (таблица № 5).

Таблица 5


Коэффициент весомости
Количество семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных с помощью государственной поддержки, ед.
0,60
Поголовье крупного рогатого скота на конец периода, гол.
0,10
Поголовье овец и коз, гол.
0,10
Валовое производство молока, тонн
0,07
Валовое производство мяса, тонн
0,07
Количество созданных дополнительных рабочих мест, ед.
0,06
Всего:
1,0

Эффективность реализации Программы (Эп) определяется по формуле:



где:
КФ(ф) - количество семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных с помощью государственной поддержки (фактический показатель за отчетный год);
КФ(п) - количество семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных с помощью государственной поддержки (плановый показатель);
ПК(ф) - поголовье крупного рогатого скота на конец периода (фактический показатель за отчетный год);
ПК(п) - поголовье крупного рогатого скота на конец периода (плановый показатель);
Пок(ф) - поголовье овец и коз (фактический показатель за отчетный год);
Пок(п) - поголовье овец и коз (плановый показатель);
ВПмол(ф) - валовое производство молока (фактический показатель за отчетный год);
ВПмол(п) - валовое производство молока (плановый показатель);
ВПм(ф) - валовое производство мяса (фактический показатель за отчетный год);
ВПм(п) - валовое производство мяса (плановый показатель)
РМ(ф) - количество созданных дополнительных рабочих мест (фактический показатель за отчетный год);
РМ(п) - количество созданных дополнительных рабочих мест (плановый показатель);
При значении показателя эффективности до 50 процентов эффективность Программы признается низкой, при значении показателя от 50 процентов до 85 процентов - средней, свыше 85 процентов - высокой.





Приложение № 1
к Ведомственной целевой программе
"Развитие семейных животноводческих
ферм на базе крестьянских
(фермерских) хозяйств Костромской
области на 2015-2017 годы"

Система программных мероприятий
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса
Костромской области от 28.07.2015 № 146)

Мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок проведения мероприятия (год)
Источники финансирования
Планируемые объемы финансирования из областного бюджета и внебюджетных источников на реализацию программы, млн. руб.
Всего, тыс. руб.
2015
2016
2017
Оказание содействия в развитии семейных животноводческих ферм, объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, созданных на базе семейных животноводческих ферм, и их комплектации
Организация и проведение конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств - получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм
Департамент АПК
2015-2017
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
Предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм
Департамент АПК
2015-2017
федеральный бюджет
23 712,0
46 400,0
52 200,0
122 312,0
областной бюджет
5 000,0
33 600,0
37 800,0
76 400,0
внебюджетные источники
19 150,0
53 333,0
60 000,0
132 483,0
Организация информационного обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств
Проведение обучающих семинаров, курсов с главами крестьянских (фермерских) хозяйств по развитию семейных животноводческих ферм
Департамент АПК
2015-2017
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
Итого:
47 862,0
133 333,0
150 000,0
331 195,0
в том числе федеральный бюджет
23 712,0
46 400,0
52 200,0
122 312,0
областной бюджет
5 000,0
33 600,0
37 800,0
76 400,0
внебюджетные источники
19 150,0
53 333,0
60 000,0
132 483,0


------------------------------------------------------------------