По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Приказ Департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 04.07.2014 N 181 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015-2017 годы"
ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 4 июля 2014 г. № 181
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА
НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015-2017 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса
Костромской области от 28.07.2015 № 145)
В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", в целях стимулирования развития крестьянских (фермерских) хозяйств и поддержки начинающих фермеров Костромской области приказываю:
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 28.07.2015 № 145)
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015-2017 годы".
2. Отделу финансов, бухгалтерского учета и господдержки обеспечить финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015-2017 годы" в пределах лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит обязательному опубликованию.
Директор департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
С.В.ИВАНОВ
Приложение
Утверждена
приказом
департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
от 4 июля 2014 года № 181
Ведомственная целевая программа
"Поддержка начинающих фермеров Костромской области
на 2015-2017 годы"
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса
Костромской области от 28.07.2015 № 145)
Глава 1. ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса
Костромской области от 28.07.2015 № 145)
Исполнительный орган государственной власти Костромской области, ответственный за разработку ведомственной целевой программы (далее - Программа)
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области
Наименование подпрограммы и государственной программы Костромской области
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы"
Должностное лицо, утвердившее Программу (дата утверждения), реквизиты соответствующего нормативного акта
директор департамента агропромышленного комплекса Костромской области Иванов С.В., приказ от 4 июля 2014 года № 181
Цели и задачи Программы
Цели Программы:
1) создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства;
2) повышение уровня доходов сельского населения;
3) увеличение объемов производимой продукции.
Задача Программы - оказание содействия в создании, развитии производственной базы и бытовое обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств
Сроки реализации Программы
2015-2017 гг.
Перечень мероприятий Программы
1) организация и проведение конкурсного отбора начинающих фермеров - получателей грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
2) предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам;
3) проведение обучающих семинаров, курсов с главами крестьянских (фермерских) хозяйств по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств
Объем и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования программных мероприятий - 91 100,3 тыс. руб.,
в том числе:
федеральный бюджет - 63 858,0 тыс. руб.;
областной бюджет - 18 120,0 тыс. руб.;
внебюджетные источники - 9 122,3 тыс. руб.
В том числе по годам реализации:
2015 год:
общая сумма - 28 878,0 тыс. руб.;
федеральный бюджет - 22 978,0 тыс. руб.;
областной бюджет - 3 000,0 тыс. руб.;
внебюджетные источники - 2 900,0 тыс. руб.
2016 год:
общая сумма - 29 166,7 тыс. руб.;
федеральный бюджет - 19 162,5 тыс. руб.;
областной бюджет - 7 087,5 тыс. руб.;
внебюджетные источники - 2 916,7 тыс. руб.
2017 год:
общая сумма - 33 055,6 тыс. руб.;
федеральный бюджет - 21 717,5 тыс. руб.;
областной бюджет - 8 032,5 тыс. руб.;
внебюджетные источники - 3 305,6 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты Программы
Ожидаемые результаты в 2017 году:
1) увеличение в 2017 году числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2014 года - на 8,3%;
2) увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки до 45 единиц;
3) создание 135 дополнительных рабочих мест
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1. Малые формы хозяйствования на селе в современных условиях играют важную роль в стабилизации социально-экономического развития агропромышленного комплекса. Являясь полноправными субъектами рыночных отношений, они вносят существенный вклад в обеспечение населения продовольственными товарами, способствуют повышению занятости на селе, стимулируют развитие сельских территорий.
По данным Федеральной службы государственной статистики на территории Костромской области на 1 января 2014 года зарегистрировано 137,0 тысяч семей, ведущих личное подсобное хозяйство, 522 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателя.
2. Общая площадь земель земельных участков, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями в сельском хозяйстве, составляет 42,86 тыс. га, из них площадь сельскохозяйственных угодий - 16,99 тыс. га, посевная площадь - 11,14 тыс. га. Средний размер земельного участка, используемого крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, составляет 82 га, в т.ч. 33 га - сельскохозяйственные угодья. Площадь землепользования в крестьянских (фермерских) хозяйствах за последние пять лет увеличилась на 668 тыс. га, или на 1,6%. Основная часть посевных площадей хозяйств (71,8%) приходится на кормовые культуры.
За 2013 год поголовье крупного рогатого скота в крестьянских фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах сократилось на 2,3% (к уровню 2012 года) и составило 14,2 тыс. голов, свиней - 7,0 тыс. голов (сократилось к уровню 2012 года на 18,8%), овец и коз - 16,2 тыс. голов (сократилось на 7,9%). За 2013 год произведено скота и птицы на убой в живом весе - 9,1 тыс. тонн, молока - 33,8 тыс. тонны, яиц - 24,6 млн. шт. Производство молока сократилось на 10,2%, производство скота и птицы - на 10,8%.
За 2013 год крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства произвели: 8,0% зерновых культур, 91,0% картофеля, 90,7% овощей, 30,4% мяса и 30,3% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
В 2013 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами Костромской области произведено продукции на сумму 9,3 млрд. рублей, их удельный вес в областном валовом объеме продукции сельского хозяйства составил 57,9%.
Показатели производства продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования по годам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Производство продукции сельского хозяйства
малыми формами хозяйствования, млн. рублей
Показатели
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2013 г. к 2009 г., %
Продукция сельского хозяйства
7462,2
8519,9
8772,9
9072,9
9328,2
125,0
в том числе:
растениеводство
4412
5255,1
5279,8
5808,1
6088,6
138,0
животноводство
3050,2
3264,8
3493,1
3264,8
3239,6
106,2
3. Однако, несмотря на значительные объемы производства сельскохозяйственной продукции, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена сельскохозяйственной продукции и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. Деятельность личных подсобных хозяйств населения по-прежнему рассматривается только как источник самообеспечения сельских семей продуктами питания. В действительности же данная категория хозяйств имеет существенные излишки производства сельскохозяйственной продукции, которые при благоприятных условиях развития рыночной инфраструктуры (близость рынков сбыта, доступность транспорта и т.п.) реализуются на местных рынках.
Оценка сложившейся ситуации в регионе по развитию субъектов малого предпринимательства показывает, что предпринимательская инициатива на селе ограничена недостаточным развитием производственной материально-технической базы, а также разрушением инфраструктуры сельских поселений. Использование фермерами и другими субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции обусловливается отсутствием достаточных финансовых ресурсов, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора агропромышленного комплекса.
Слабое развитие социальной инфраструктуры, низкий уровень и качество жизни на селе делают непривлекательным фермерское хозяйство среди молодежи, вызывают отток наиболее активной части сельского населения в город, что ведет к дальнейшему спаду сельскохозяйственного производства и деградации сельских территорий. В целях обновления кадрового состава на селе, развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи необходим комплекс мер по стимулированию развития начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на территории области.
Наиболее существенным фактором, негативно влияющим на функционирование крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, является реализация продукции. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому мелкотоварные производители вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры хранения и транспортировки.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового крестьянского (фермерского) хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Учитывая, что формирование крестьянского (фермерского) хозяйства требует значительных финансовых затрат на развитие производственной базы и бытового обустройства, возникает проблема в труднодоступности финансовых ресурсов.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
4. Реализация мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015-2017 годы" будет способствовать развитию и созданию крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе, повышению уровня жизни и обеспечению занятости сельского населения.
Оказываемая государственная поддержка в форме предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам позволит активизировать развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области и поднять престиж начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на селе.
Программа предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в Костромской области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения его устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Реализация мероприятий программы приведет к повышению престижности труда в сельском хозяйстве, привлечению в отрасль квалифицированных кадров, улучшению демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности, развитию транспортной инфраструктуры и жилой застройки, связанной со схемами территориального планирования.
Реализация мероприятий программы будет проходить в комплексе с другими программами, реализуемыми в области.
Ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015-2017 годы" является программно-целевым инструментом подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы", призвана стать инструментом для достижения независимости от ввоза продуктов животноводства, что является частью приоритетных целей развития агропромышленного комплекса, на реализацию которых направлена деятельность департамента агропромышленного комплекса Костромской области.
(абзац введен приказом департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 28.07.2015 № 145)
5. В рамках данной Программы используются следующие понятия:
заявитель - гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства и подающий заявку в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров - получателей грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
начинающий фермер - участник ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015-2017 годы".
6. Таким образом, возникает необходимость разработки и реализации программных мероприятий, направленных на стимулирование субъектов малого предпринимательства, на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Костромской области.
Рассмотренные выше проблемы, с одной стороны, являются источником рисков, с другой, - обладают потенциалом для позитивного развития малых форм хозяйствования в Костромской области.
Глава 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
7. Системный и взаимосвязанный характер актуальных проблем дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства в Костромской области требует их решения на принципах программно-целевого метода государственного управления, предусматривающих формулирование системы целей, задач и целевых показателей для оценки эффективности реализации Программы, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, разработку механизма управления Программой.
8. Целями Программы являются:
1) создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства;
2) повышение уровня доходов сельского населения;
3) увеличение объемов производимой продукции.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
оказание содействия в создании, развитии производственной базы и бытовое обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств.
Срок реализации программы - 2015-2017 годы.
(п. 8 в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 28.07.2015 № 145)
Глава 4. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
9. Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Общая потребность в финансировании программных мероприятий по источникам финансирования по годам представлена в таблице 2.
Таблица 2
Общая потребность в финансировании
программных мероприятий по источникам
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса
Костромской области от 28.07.2015 № 145)
Источники финансирования
2015 год
2016 год
2017 год
2015-2017 годы
Общий объем финансирования программных мероприятий, тыс. руб.
28 878,0
29 166,7
33 055,6
91 100,3
в том числе:
федеральный бюджет, тыс. руб.
22 978,0
19 162,5
21 717,5
63 858,0
областной бюджет, тыс. руб.
3 000,0
7 087,5
8 032,5
18 120,0
внебюджетные источники, тыс. руб.
2 900,0
2 916,7
3 305,6
9 122,3
10. Финансирование Программы осуществляется в пределах бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Финансирование Программы из федерального бюджета осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств.
В качестве внебюджетных источников финансирования подразумевается привлечение собственных и заемных средств глав крестьянских (фермерских) хозяйств.
11. Финансирование программных мероприятий в разрезе направлений программных мероприятий, источников и объемов финансирования представлено в приложении № 1 к Программе.
Глава 5. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
12. Программа определяет направления деятельности (отрасли животноводства и растениеводства) для развития крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий:
1) основными отраслями животноводства являются: молочное и мясное скотоводство, кролиководство, овцеводство, козоводство, птицеводство, рыбоводство;
2) основными отраслями растениеводства являются: выращивание зерновых и кормовых культур, овощей и картофеля, семеноводство сельскохозяйственных культур, закладка многолетних плодовых и ягодных насаждений.
13. Программой предусмотрен комплекс мероприятий по стимулированию развития крестьянских (фермерских) хозяйств:
1) организация и проведение конкурсного отбора начинающих фермеров - получателей грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Информация о сроках проведения конкурсного отбора, сроках подачи документов, условиях предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) на официальном сайте департамента АПК.
Для участия в мероприятиях Программы заявитель должен подать в конкурсную комиссию заявку на участие в конкурсном отборе с приложением пакета документов. Условия проведения конкурсного отбора, предоставления грантов и единовременной помощи, направления их расходования, механизмы контроля и ответственность за целевое и эффективное расходование бюджетных средств определяются постановлением администрации Костромской области;
2) предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - средства областного бюджета, перечисляемые департаментом АПК на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат на мероприятия, предусмотренные планом расходов, в порядке, утверждаемом постановлением администрации Костромской области.
В план расходов включаются расходы, направленные на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и соответствующие следующим целям:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется в размере 90% от каждой статьи затрат, установленной планом расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, но не более 1 500,0 тысяч рублей на одного начинающего фермера.
В целях предоставления гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства производится конкурсный отбор на основании оценки эффективности представленных заявителями бизнес-планов по критериям, утверждаемым постановлением администрации Костромской области.
По каждому из оцениваемых бизнес-планов выводится итоговый балл. Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется заявителям, набравшим наибольшее количество баллов. Количество победителей определяется в зависимости от размера гранта конкретному заявителю и объема средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год, а также средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке начинающих фермеров.
Все активы, приобретенные<1> за счет гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться<2> его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Костромской области. Семена и посадочный материал, приобретенные за счет средств гранта, используются только в крестьянском (фермерском) хозяйстве начинающего фермера.
--------------------------------
<1> Активы могут приобретаться за пределами Костромской области, но должны ввозиться на ее территорию.
<2> Транспортные средства могут использоваться начинающими фермерами за пределами Костромской области без ограничений, но подлежат регистрации на территории Костромской территории.
В случае нецелевого использования гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется использовать грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 12 месяцев со дня поступления их на его счет исключительно только на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Грант на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется начинающему фермеру только один раз.
Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам - средства, областного бюджета, перечисляемые департаментом АПК на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования затрат начинающего фермера на бытовое обустройство в порядке, утверждаемом постановлением администрации Костромской области, и в соответствии с планом расходов на следующие цели:
приобретение, строительство и ремонт собственного жилья, в том числе погашение основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
приобретение одного грузопассажирского автомобиля;
приобретение и доставку предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключение жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, интернету, водопроводу и канализации.
Единовременная помощь предоставляется в размере 90% от каждой статьи затрат, установленной планом расходов на бытовое обустройство начинающего фермера, но не более 250,0 тысяч рублей на одного начинающего фермера.
Единовременная помощь предоставляется в случае, если заявитель признан победителем конкурсного отбора начинающих фермеров - получателей грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и в заявлении указал необходимость предоставления единовременной помощи.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз;
3) проведение обучающих семинаров, курсов с главами крестьянских (фермерских) хозяйств по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств.
Мероприятие предполагает проведение обучающих семинаров с субъектами малого предпринимательства о порядке и условиях участия в Программе, о возможностях участия начинающих фермеров в мероприятиях Государственной программы и региональных программах по развитию малого и среднего предпринимательства.
14. В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", начинающие фермеры также имеют право на получение иных видов государственной поддержки, не возмещаемых в рамках мероприятий Программы.
Государственная поддержка направлена на:
возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами;
погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;
предоставление субсидий на племенное животноводство;
предоставление субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования сельскохозяйственным товаропроизводителям Костромской области;
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение элитных семян;
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями;
предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров с учетом генеральных планов развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры поселений.
Крестьянским (фермерским) хозяйствам в соответствии с Законом Костромской области от 5 марта 2004 года № 172-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения Костромской области" предоставляются в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения без торгов с возможностью выкупа земельного участка в собственность по льготной цене (10% от кадастровой стоимости).
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств могут принять участие в программах Костромской области по улучшению жилищных условий. Кроме того, на территории Костромской области создан жилищный фонд ООО "Костромаагрожилстройинвест", который оказывает содействие в строительстве жилья в сельской местности, путем предоставления кредитов и займов на льготных условиях.
В целях оказания содействия развитию кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области создано государственное предприятие "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области".
Основной вид деятельности Гарантийного фонда - предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах и договорах о предоставлении банковских гарантий.
В целях организации сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, действует упрощенный порядок предоставления торговых мест, заключения договоров о предоставлении торговых мест на розничных, в том числе на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных, универсальных рынках, расположенных на территории Костромской области, утвержденный постановлением администрации Костромской области от 4 июня 2007 года № 124-а "О порядке предоставления торговых мест, заключения договоров о предоставлении торговых мест на розничных, в том числе на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных, универсальных рынках, расположенных на территории Костромской области". Для обеспечения жителей области молочной продукцией, мясопродуктами и плодоовощной продукцией органами местного самоуправления муниципальных образований области проводятся ярмарки.
На территории области в муниципальных районах действуют 2 центра сельскохозяйственного консультирования: "Центр сельскохозяйственного консультирования" Шарьинского муниципального района; "Центр сельскохозяйственного консультирования" Костромского муниципального района. Специалисты Центров сельскохозяйственного консультирования предоставляют услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области животноводства, организации сельского бизнеса, юриспруденции, бухгалтерского учета. Проводят индивидуальные и групповые консультации, семинары и практические занятия для специалистов сельхозпредприятий.
Глава 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
15. Механизм реализации Программы представляет собой согласованные по срокам и направлениям действия департамента АПК, конкретные мероприятия, ведущие к достижению поставленных целей.
Департамент АПК в ходе реализации Программы:
1) осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы, в том числе с выездом на место, организует ведение отчетности по Программе и обеспечивает ее предоставление соответствующим органам государственной власти;
2) обеспечивает контроль за движением и целевым расходованием бюджетных средств начинающими фермерами;
3) обеспечивает подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий Программы на очередной финансовый год;
4) осуществляет мониторинг результатов реализации Программы;
5) подготавливает проекты приказов департамента АПК о внесении изменений в Программу;
6) проводит оценку эффективности реализации Программы.
Департамент АПК организует размещение в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий и других материалов.
Порядок, условия предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, а также критерии отбора начинающих фермеров устанавливаются постановлением администрации Костромской области.
Составной частью механизма финансирования является выделение средств из федерального бюджета на запланированные мероприятия.
16. В целях подтверждения использования бюджетных средств начинающий фермер представляет в департамент АПК отчет о целевом расходовании средств грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в соответствии с порядком, утверждаемым постановлением администрации Костромской области, и заключенным между департаментом АПК и начинающим фермером Соглашением о предоставлении гранта на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера.
Глава 7. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПО ГОДАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
17. Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей региона в области сельского хозяйства: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, повышению ее конкурентоспособности, устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.
Кроме того, Программа позволит создать необходимые условия для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджетов.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач в области сельского хозяйства, являются увеличение численности хозяйствующих субъектов малых форм хозяйствования и рост объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе.
Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 3.
Таблица 3
Целевые индикаторы
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Всего за 2015-2017 гг.
Количество глав крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки
13
15
17
45
Количество созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах новых рабочих мест
39
45
51
135
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
В результате достижения целевых индикаторов Программы общее количество крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных на территории Костромской области, в 2017 году составит 585 единиц. Значение данного показателя по годам приведено в таблице 4.
Таблица 4
Наименование показателя
Оценка на 01.01.2014
Значения показателя, ед.
Год достижения цели
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Количество зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Костромской области
540
553
568
585
2017
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит создать производственную базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят модернизировать и реконструировать производственную базу начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований;
снижение уровня государственной поддержки в связи с вступлением России в ВТО.
Для устранения или уменьшения рисков необходимо:
1) своевременное финансирование программных мероприятий;
2) государственное регулирование цен в Российской Федерации;
3) привлечение альтернативных поставщиков и покупателей готовой продукции;
4) информационная и методическая поддержка проводимых мероприятий.
Глава 8. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
18. При расчете эффективности реализации Программы используются основные целевые показатели и их коэффициенты весомости.
Таблица 5
Коэффициент весомости
Количество глав крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки
0,8
Количество созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах новых рабочих мест
0,2
Всего:
1,0
Эффективность реализации Программы (Эп) за отчетный период проводится на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за отчетный период по следующей формуле:
где:
Ккфх(ф) - количество глав крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки (фактический показатель);
Ккфх(п) - количество глав крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки (плановый показатель);
Крм(ф) - количество созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах новых рабочих мест (фактический показатель);
Крм(п) - количество созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах новых рабочих мест (плановый показатель).
При значении показателя эффективности до 50 процентов эффективность Программы признается низкой, при значении показателя от 50 процентов до 85 процентов - средней, свыше 85 процентов - высокой.
Глава 9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
19. Реализация Программы предусматривает целевое использование бюджетных средств в соответствии с поставленными задачами, регулярное проведение мониторинга достигаемых результатов и оценки эффективности расходования бюджетных средств.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств Программы осуществляется ежегодно департаментом АПК исходя из степени достижения показателя результативности, определенного в соглашении между администрацией Костромской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и определяется на основании соответствия прироста численности хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе значению показателя, определенного в соглашении.
20. Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования Программы будет проводиться по годам. Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы ведомственной отчетности.
21. Для оценки эффективности расходования бюджетных средств используются количественный и качественный методы.
Количественный метод:
оценка достижения показателя результативности проводится на основе анализа информации, указанной в государственных статистических и ведомственных отраслевых формах отчетности.
Качественный метод:
достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
22. Эффективность расходования бюджетных средств Программы (Эбс) оценивается на основе сопоставления степени достижения целевых показателей Программы и полноты использования запланированных средств по следующей формуле:
где R - степень достижения целевых показателей Программы.
Расчет производится на основе сопоставления фактических величин с плановыми:
D - полнота использования бюджетных средств Программы.
Расчет показателя полноты использования средств определяется соотношением исполнения расходов по Программе в отчетном году с плановыми:
Вывод об эффективности (неэффективности) расходования бюджетных средств Программы определяется на основании следующих критериев:
Вывод об эффективности (неэффективности) расходования бюджетных средств Программы
Значение критерия
Неэффективная
Менее 75%
Уровень эффективности удовлетворительный
от 75% до 89%
Эффективная
от 90% до 100%
Высокоэффективная
Более 100%
Приложение № 1
к Ведомственной целевой программе
"Поддержка начинающих фермеров
Костромской области
на 2015-2017 годы"
Система программных мероприятий
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса
Костромской области от 28.07.2015 № 145)
Мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок проведения мероприятия (год)
Источники финансирования
Планируемые объемы финансирования из областного бюджета и внебюджетных источников на реализацию программы, тыс. руб.
Всего, тыс. руб.
2015
2016
2017
Обеспечение условий для создания, развития производственной базы и бытового обустройства крестьянских (фермерских) хозяйств
Организация и проведение конкурсного отбора начинающих фермеров - получателей грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства
Департамент АПК
2015-2017
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
Предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам
Департамент АПК
2015-2017
федеральный бюджет
22 978,0
19 162,5
21 717,5
63 858,0
областной бюджет
3 000,0
7 087,5
8 032,5
18 120,0
внебюджетные источники
2 900,0
2 916,7
3 305,6
9 122,3
Организация информационного обеспечения начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств.
Проведение обучающих семинаров, курсов с главами крестьянских (фермерских) хозяйств по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств
Департамент АПК
2015-2017
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
Итого:
28 878,0
29 166,7
33 055,6
91 100,3
в том числе федеральный бюджет
22 978,0
19 162,5
21 717,5
63 858,0
областной бюджет
3 000,0
7 087,5
8 032,5
18 120,0
внебюджетные источники
2 900,0
2 916,7
3 305,6
9 122,3
------------------------------------------------------------------