Приказ Департамента по труду и занятости населения Костромской области от 05.12.2014 N 290 "Об утверждении методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Костромской области"



ДЕПАРТАМЕНТ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 5 декабря 2014 г. № 290

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения
Костромской области от 11.06.2015 № 103)

В соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую методику оценки эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Костромской области.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Директор
департамента по труду
и занятости населения
Костромской области
В.М.БРЕЗГИН





Приложение

Утверждена
приказом
департамента по труду
и занятости населения
Костромской области
от 5 декабря 2014 г. № 290

Методика
оценки эффективности использования иностранной
рабочей силы на территории Костромской области
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения
Костромской области от 11.06.2015 № 103)

1. Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Костромской области (далее - методика) разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
2. Методика разработана в целях проведения на территории Костромской области оценки эффективности использования иностранной рабочей силы (далее - ИРС) и вклада иностранных работников в социально-экономическое развитие Костромской области.
3. Оценка эффективности использования ИРС проводится департаментом по труду и занятости населения Костромской области ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным, на основе анализа показателей, отражающих изменение ситуации за последние три года.
4. Результаты оценки эффективности использования ИРС используются при:
принятии решений в области привлечения и использования ИРС;
рассмотрении заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), в том числе увеличении (уменьшении) размера потребности в привлечении иностранных работников (далее - заявка работодателя о потребности в привлечении иностранных работников);
подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников, в том числе увеличении (уменьшении) размера потребности в привлечении иностранных работников.
5. Информационной базой для проведения оценки эффективности использования ИРС являются:
данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области о численности населения, экономически активного населения, занятых в экономике, безработных по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), уровне общей безработицы, валовом региональном продукте, среднемесячной номинальной начисленной заработной плате;
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
данные Управления Федеральной миграционной службы по Костромской области о численности зарегистрированных иностранных граждан, целью въезда которых в миграционной карте является работа, численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность;
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
данные Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области о суммах налога на доходы физических лиц с доходов, полученных иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность;
данные Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области о числе преступлений и правонарушений, совершенных иностранными гражданами и против иностранных граждан, их доле в общей численности соответствующих преступлений и правонарушений;
данные Государственной инспекции труда в Костромской области о числе нарушений трудового законодательства в отношении иностранных работников в сопоставлении с российскими работниками;
данные департамента по труду и занятости населения Костромской области о количестве зарегистрированных безработных и заявленных в службу занятости населения вакансий, уровне регистрируемой безработицы, напряженности рынка труда, уровне заработной платы ИРС, указанном в заявках работодателей о потребности в привлечении иностранных работников;
данные департамента здравоохранения Костромской области о численности иностранных граждан, которым была оказана медицинская помощь, расходах бюджета на оказание медицинской помощи иностранным гражданам, обеспеченности населения медицинскими организациями;
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
данные департамента образования и науки Костромской области о численности детей иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях, расходах бюджета на содержание и обучение детей иностранных граждан в образовательных организациях, обеспеченности населения детскими дошкольными организациями, сменности работы общеобразовательных организаций.
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
Таблица основных показателей для проведения оценки эффективности использования ИРС на территории Костромской области приведена в приложении № 1 к настоящей методике.
6. Для проведения оценки эффективности использования ИРС исполнительные органы государственной власти Костромской области и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Костромской области представляют данные в департамент по труду и занятости населения Костромской области не позднее 1 мая текущего года.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области представляет данные в управление информационных ресурсов администрации Костромской области в сроки, установленные региональным Соглашением о предоставлении статистической информации по Федеральному плану статистических работ.
7. Оценка эффективности использования ИРС производится по следующим направлениям:
оценка влияния ИРС на социально-экономическое развитие Костромской области;
оценка влияния ИРС на рынок труда Костромской области;
оценка влияния ИРС на криминогенную обстановку в Костромской области.
Оценка эффективности использования ИРС производится в целом по области, в том числе в отношении иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, и иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации в порядке, требующем получения визы.
(абзац введен приказом департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
8. Оценка влияния ИРС на социально-экономическое развитие Костромской области производится по следующим направлениям:
1) оценка вклада ИРС в социально-экономическое развитие Костромской области, который рассчитывается, как валовой региональный продукт, умноженный на долю ИРС в численности занятых в экономике. Делается заключение о динамике изменения вклада ИРС в производство товаров и услуг на территории Костромской области, в том числе по видам экономической деятельности.
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
Таблица для проведения оценки вклада ИРС в социально-экономическое развитие Костромской области приведена в приложении № 2 к настоящей методике.
Целевым показателем эффективности использования иностранных работников по данному направлению является темп роста вклада ИРС в производство товаров и услуг по отношению к предыдущему году;
2) оценка вклада ИРС в доходную и расходную части бюджета Костромской области. Оценка вклада ИРС в расходную часть бюджета Костромской области определяется, как сумма расходов бюджета на оказание медицинской помощи иностранным гражданам, на содержание и обучение детей иностранных граждан в образовательных организациях.
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
Оценка вклада ИРС в доходную часть бюджета Костромской области определяется, как сумма налога на доходы физических лиц, полученного в доход бюджета с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность.
Делается заключение о соотношении совокупных расходов бюджета Костромской области, связанных с привлечением и использованием иностранных работников, и совокупного вклада ИРС в доходную часть бюджета Костромской области.
Таблица для проведения оценки вклада ИРС в доходную и расходную части бюджета Костромской области приведена в приложении № 3 к настоящей методике.
Целевым показателем эффективности использования иностранных работников по данному направлению является темп роста вклада ИРС в доходную часть бюджета по отношению к предыдущему году.
3) оценка влияния ИРС на социальную инфраструктуру Костромской области производится по показателям:
численность иностранных граждан, которым была оказана медицинская помощь;
обеспеченность населения медицинскими организациями;
численность детей иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях;
обеспеченность населения детскими дошкольными организациями;
сменность работы общеобразовательных организаций.
Делается заключение о степени давления иностранных граждан на социальную инфраструктуру Костромской области, возможности обеспечения иностранных граждан медицинскими и образовательными услугами.
Таблица для проведения оценки влияния ИРС на социальную инфраструктуру Костромской области приведена в приложении № 4 к настоящей методике.
(пп. 3 введен приказом департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
9. Оценка влияния ИРС на рынок труда Костромской области производится по следующим направлениям:
1) оценка масштаба привлечения ИРС на территории Костромской области, которая определяется по доле ИРС в численности занятых в экономике, рассчитываемая как отношение численности ИРС к численности занятых в экономике, умноженное на 100 процентов.
Численность ИРС определяется количеством иностранных граждан, осуществляющих в регионе трудовую деятельность, и включает в себя иностранных граждан, работающих на основании патента и разрешения на работу (в том числе иностранных студентов, квалифицированных и высококвалифицированных иностранных специалистов), а также иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов (в том числе имеющих в Российской Федерации разрешение на временное проживание, вид на жительство, временное убежище, граждан Белоруссии, Казахстана, Армении, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом).
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
Совокупная (средняя) доля ИРС в численности занятых в экономике сопоставляется с долей ИРС в численности занятых в экономике по видам экономической деятельности. Делается заключение о степени зависимости отраслей экономики от притока иностранных работников. Выявляются отрасли с относительно высокой (выше средней) и относительно низкой (ниже средней) долей ИРС в численности занятых в экономике.
Таблица для проведения оценки масштаба привлечения ИРС на территории Костромской области приведена в приложении № 5 к настоящей методике.
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
Целевым показателем эффективности использования иностранных работников по данному направлению является доля ИРС в численности занятых в экономике;
2) оценка напряженности регионального рынка труда в связи с привлечением ИРС, которая определяется численностью безработных по методологии МОТ и количеством вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости в течение отчетного периода, рассчитанных на одного иностранного работника.
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
Показатели вычисляются по видам экономической деятельности. Виды деятельности, в которых заняты иностранные работники, сопоставляются с совокупным (средним) показателем. Делается заключение о степени давления ИРС на рынок труда по видам экономической деятельности.
Таблица для проведения оценки напряженности регионального рынка труда в связи с привлечением ИРС приведена в приложении № 6 к настоящей методике.
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
Целевыми показателями эффективности использования иностранных работников по данному направлению являются число безработных по методологии МОТ в расчете на одного иностранного работника, а также разница между количеством вакансий и численностью безработных по методологии МОТ, рассчитанных на одного иностранного работника, в среднем по области;
3) оценка уровня заработной платы привлекаемой ИРС, которая определяется соотношением заработной платы иностранных и российских работников на территории Костромской области.
Показатель рассчитывается как отношение средней заработной платы ИРС, указанной работодателями в заявках о потребности в привлечении иностранных работников, к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате всех занятых в экономике, умноженное на 100 процентов.
Делается заключение о величине разрыва в заработной плате между иностранной рабочей силой и российскими гражданами, в том числе по видам экономической деятельности.
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
Таблица для проведения оценки уровня заработной платы привлекаемой ИРС приведена в приложении № 7 к настоящей методике.
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
Целевым показателем эффективности использования иностранных работников по данному направлению является соотношение заработной платы иностранных и российских работников.
10. Оценка влияния ИРС на криминогенную обстановку в Костромской области производится по показателям:
доля преступлений и административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами в регионе в общем количестве совершенных на территории региона преступлений и правонарушений;
количество нарушений трудового законодательства в отношении иностранных работников в сопоставлении с российскими работниками;
соотношение числа зарегистрированных иностранных граждан, целью въезда которых в миграционной карте является работа, и числа иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность.
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
Делается заключение о степени влияния присутствия иностранных граждан на криминогенную обстановку в регионе, о величине и уровне теневой занятости иностранных граждан.
Таблица для проведения оценки влияния иностранных граждан на криминогенную обстановку в Костромской области приведена в приложении № 8 к настоящей методике.
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
Целевым показателем эффективности использования иностранных работников по данному направлению является доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общем количестве совершенных преступлений.
11 Обязательным условием при проведении оценки эффективности использования ИРС на территории Костромской области является выполнение целевых показателей эффективности использования иностранных работников, сводный перечень и контрольные значения которых приведены в приложении № 9 к настоящей методике.
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
12. Методика оценки эффективности использования ИРС на территории Костромской области включает расчет степени достижения каждого целевого показателя эффективности использования иностранных работников путем сопоставления фактической величины с контрольным значением.
13. Эффективность использования ИРС на территории Костромской области определяется по доле целевых показателей, по которым достигнуты установленные контрольные значения, в общем количестве целевых показателей эффективности использования иностранных работников.
Использование ИРС на территории Костромской области считается неэффективным, если указанная доля составляет менее 50 процентов.
Использование ИРС на территории Костромской области считается эффективным, если указанная доля составляет более 50 процентов.





Приложение № 1
к Методике оценки эффективности
использования иностранной
рабочей силы на территории
Костромской области

Основные показатели для проведения оценки эффективности
использования ИРС на территории Костромской области
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения
Костромской области от 11.06.2015 № 103)

№ п/п
Показатель
Годы
20__
20__
20__
1
Численность населения, человек



2
Численность экономически активного населения, человек



3
Численность занятых в экономике, человек




в том числе по видам экономической деятельности<1>



4
Общая численность безработных, человек




в том числе по видам экономической деятельности



5
Уровень общей безработицы, %



6
Численность зарегистрированных безработных на начало года, человек



7
Количество заявленных в службу занятости населения вакансий в течение года, единиц




в том числе по видам экономической деятельности



8
Уровень регистрируемой безработицы, %



9
Напряженность рынка труда, человек на вакансию



10
Численность ИРС, человек




в том числе по видам экономической деятельности и странам въезда




--------------------------------
<1> Здесь и далее используются укрупненные группы видов экономической деятельности по разделам ОКВЭД.





Приложение № 2
к Методике оценки эффективности
использования иностранной
рабочей силы на территории
Костромской области

Оценка вклада ИРС в социально-экономическое
развитие Костромской области
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения
Костромской области от 11.06.2015 № 103)

№ п/п
Показатель
Годы
20__
20__
20__
1
Валовый региональный продукт, млн. рублей




в том числе по видам экономической деятельности



2
Доля ИРС в численности занятых в экономике, %




в том числе по видам экономической деятельности



3
Вклад ИРС в производство товаров и услуг, млн. рублей




в том числе по видам экономической деятельности



4
Темп роста вклада ИРС в производство товаров и услуг, %




в том числе по видам экономической деятельности








Приложение № 3
к Методике оценки эффективности
использования иностранной
рабочей силы на территории
Костромской области

Оценка вклада ИРС в доходную и расходную
части бюджета Костромской области
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения
Костромской области от 11.06.2015 № 103)

№ п/п
Показатель
Годы
20__
20__
20__
1
Расходы бюджета на оказание медицинской помощи иностранным гражданам, тыс. рублей



2
Расходы бюджета на содержание и обучение детей иностранных граждан в образовательных организациях, тыс. рублей



(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)
3
Вклад ИРС в расходную часть бюджета, тыс. рублей



4
Вклад ИРС в доходную часть бюджета (объем налога на доходы физических лиц, уплаченный иностранными работниками), тыс. рублей



5
Соотношение вклада ИРС в доходную часть бюджета и совокупных расходов бюджета, связанных с привлечением и использованием ИРС, тыс. рублей



6
Темп роста вклада ИРС в доходную часть бюджета, %








Приложение № 4
к Методике оценки эффективности
использования иностранной
рабочей силы на территории
Костромской области

Оценка влияния ИРС на социальную инфраструктуру
Костромской области
Список изменяющих документов
(введено приказом департамента по труду и занятости населения
Костромской области от 11.06.2015 № 103)

№ п/п
Показатель
Годы
20__
20__
20__
1
Численность иностранных граждан, которым была оказана медицинская помощь, человек



2
Обеспеченность населения медицинскими организациями (число посещений на 1 000 жителей)



3
Численность детей иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях, человек



4
Обеспеченность населения детскими дошкольными организациями (число детей, обучающихся в детских дошкольных организациях, на 100 мест)



5
Сменность работы общеобразовательных организаций (доля школьников, обучающихся в 1-ю и 2-ю смену), %








Приложение № 5
к Методике оценки эффективности
использования иностранной
рабочей силы на территории
Костромской области

Оценка масштабов привлечения ИРС
на территории Костромской области

№ п/п
Показатель
Годы
20__
20__
20__
1
Совокупная (средняя) доля ИРС в численности занятых в экономике, %




в том числе по видам экономической деятельности, ранжированных в порядке убывания значения показателя



2
выше средней




...



3
ниже средней




...








Приложение № 6
к Методике оценки эффективности
использования иностранной
рабочей силы на территории
Костромской области

Оценка напряженности регионального рынка
труда в связи с привлечением ИРС
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения
Костромской области от 11.06.2015 № 103)

№ п/п
Показатель
Годы
20__
20__
20__
1
Совокупное (среднее) число безработных по методологии МОТ в расчете на одного иностранного работника, единиц



(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)

в том числе по видам экономической деятельности, ранжированных в порядке убывания значения показателя



2
выше среднего




...



3
ниже среднего




...



4
Совокупное (среднее) количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости в течение отчетного периода, в расчете на одного иностранного работника, единиц



(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)

в том числе по видам экономической деятельности, ранжированных в порядке убывания значения показателя



5
выше среднего




...



6
ниже среднего




...



7
Разница между количеством вакансий и численностью безработных по методологии МОТ, рассчитанных на одного иностранного работника, в среднем по области



(п. 7 в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)





Приложение № 7
к Методике оценки эффективности
использования иностранной
рабочей силы на территории
Костромской области

Оценка уровня заработной платы привлекаемой ИРС

№ п/п
Показатель
Годы
20__
20__
20__
1
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата всех занятых, рублей




в том числе по видам экономической деятельности



2
Средняя заработная плата ИРС, указанная работодателями в заявках о потребности в привлечении иностранных работников, рублей




в том числе по видам экономической деятельности



3
Соотношение заработной платы иностранных и российских работников, %




в том числе по видам экономической деятельности








Приложение № 8
к Методике оценки эффективности
использования иностранной
рабочей силы на территории
Костромской области

Оценка влияния ИРС на криминогенную
обстановку в Костромской области
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента по труду и занятости населения
Костромской области от 11.06.2015 № 103)

№ п/п
Показатель
Годы
20__
20__
20__
1
Число уголовных преступлений, совершенных иностранными гражданами



2
Число уголовных преступлений, совершенных против иностранных граждан



3
Доля уголовных преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общей численности преступлений, %



4
Уровень преступности среди иностранных граждан (число уголовных преступлений, совершенных иностранными гражданами, на 1000 иностранных граждан)



5
Средний уровень преступности (число совершенных преступлений на 1000 населения)



6
Число административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами



7
Доля административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами, в общей численности соответствующих правонарушений, %



8
Число нарушений трудового законодательства в отношении иностранных работников в сопоставлении с местными работниками



9
Соотношение числа зарегистрированных иностранных граждан, целью въезда которых в миграционной карте является работа, и числа иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, %



(п. 9 в ред. приказа департамента по труду и занятости населения Костромской области от 11.06.2015 № 103)





Приложение № 9
к Методике оценки эффективности
использования иностранной
рабочей силы на территории
Костромской области

Перечень целевых показателей эффективности использования
иностранных работников и их контрольные значения

№ п/п
Целевой показатель эффективности использования иностранных работников
Контрольное значение
1
Темп роста вклада ИРС в производство товаров и услуг
более 100%
2
Темп роста вклада ИРС в доходную часть бюджета
более 100%
3
Доля ИРС в численности занятых в экономике
менее 2%
4
Число безработных по методологии МОТ приходящихся на одного иностранного работника
менее 10
5
Разница между количеством вакансий и численностью безработных по методологии МОТ, рассчитанных на одного иностранного работника, в среднем по области
более 0
6
Соотношение заработной платы иностранных и российских работников
более 50%
7
Доля преступлений совершенных иностранными гражданами в общем количестве совершенных преступлений
менее 1%


------------------------------------------------------------------